ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОНР
05.11.2025
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения ребенком грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза, письма и чтения, т.е. усвоение слоговой структуры слова является важным звеном для овладения навыками связного высказывания у детей с ОНР.
Виды нарушений слоговой структуры слова:
- Нарушение количества слогов:
- Элизия – сокращение слогов (пылесос - пысос).
- Итерация – опускание словообразующей гласной (пианино - пинино).
- Увеличение числа слогов за счет добавления словообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (платок -палаток).
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов в слове (молоко - моколо).
- Перестановка звуков соседних слогов (телефон - летефон)
- Искажение структуры отдельного слога:
- Искажение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капуста - капута); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (стул - тул).
- Вставка согласных в слог (лимон - лимонт).
- Антиципации:
- Уподобление одного слога другому (капитан - пипитан; велосипед - вевесипед; ананасы-нананасы).
- Персеверации:
- «Застревание» на одном слоге (панама - пананама; воробей - вавалабей).
- Контаминации:
- Соединение частей двух слов (холодильница - холодильник, хлебница).
Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращения стечения согласных указывают на нарушения артикуляционной сферы.
Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка – логопата).
На подготовительном этапе ребёнку сначала предлагаются задания на невербальном материале:
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
- Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
После этого работа продолжается на вербальном материале:
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно – временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
На коррекционном этапе работа состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу», помимо речевого, слухового, зрительного и тактильного анализа. Работа последовательно проводится на уровне гласных звуков, слогов, слов, чистоговорок, предложений, стихов и других текстов.
На уровне гласных звуков детям предлагаются следующие задания:
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на карточке.
- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши.
- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО и т.д.
На уровне слогов автор предлагает следующие задания:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»).
- Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог).
- Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).
- Сосчитать, сколько слогов логопед произнёс (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»).
- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»).
- Чтение цепочек слогов.
- Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причём одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами.
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов.
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных.
Особое внимание необходимо уделить работе над ритмом, как одной из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Существует два ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах. Несомненно, любая работа над ритмом, в том числе музыкальным, полезна для детей с ОНР. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики (которые обычно нарушены у детей с ОНР) необходимо как можно больше уделять внимание заданиям, ритмизирующим деятельность детей.
В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопыванием слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы), а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Аналогично, слово молоко, не ма – ла - ко, и уж тем более не мо – ло – ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко).
Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.
Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать, хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. (Приложение 1). Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков. Потом переходим на уровень прямых слогов (одинаково повторяющихся), затем слогов с разными звуками раннего онтогенеза (например, мА – па, па – мА, па – та – кА и т. д. ). Далее можно перейти на уровень слова (Приложение 2-5).
Работа по формированию слоговой структуры на уровне слова ведётся на тщательно подобранном речевом материале с учетом классификации продуктивных классов, разработанном А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:
- Двухсложные слова из открытых слогов: вата, киви; вода, сова.
- Трёхсложные слова из открытых слогов: собака, кубики, сапоги.
- Односложные слова из закрытого слога: мак, лук, кит.
- Двухсложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, банан.
- Двухсложные слова со стечением в середине слова: юбка, письмо, ветка.
- Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: чайник, альбом, дождик.
- Трёхсложные слова с закрытым слогом: самолёт, помидор, чемодан.
- Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, конфеты.
- Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, кузнечик, индеец.
- Трёхсложные слова с двумя стечениями: матрёшка, избушка, игрушка.
- Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: флаг, хлеб, шкаф.
- Двухсложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо, спички.
- Четырёхсложные слова из открытых слогов: пианино, ежевика, кукуруза.
Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.
Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:
- на фонематический и слоговой анализ слов:
1) Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2) Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются чётким произнесением слогов.
3) Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4) Ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5) Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава и т.д.
- на фонематический и слоговой синтез слов:
1) Дополнить данные слоги одинаковым слогом.
2) Разгадать ребусы.
3) Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
4) Из двух слов образовать одно.
5) Логопед медленно произносит слово по слогам, а ребёнок произносит это слово целиком и т.д.
- на развитие фонематических представлений:
1) Разложить картинки под схемы слов.
2) Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог).
3) Придумать родственные слова к слову.
На уровне чистоговорок, предложений, стихов и других текстов можно использовать следующие упражнения:
- заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом;
- придумывание чистоговорки на заданный слог;
- чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;
- Игра «Телеграф»: передать телеграмму, отстучав ритмическую структуру слов в предложении;
- договаривание незаконченных слов в предложениях;
- составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;
- изменение по падежам слов сложной слоговой структуры; и др.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2025
Дата обновления: 21.11.2025
Дата публикации: 05.11.2025
Комментарии0
Новый комментарий