09.09.2024
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
На занятиях учитель – логопед не только развивает речь, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития. Современный учитель – логопед должен овладевать новыми компетенциями, нетрадиционными методиками работы и применять их на практике.
В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия. В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло камней улучшит кровообращение.
Примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях:
перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
логопедические игры с использованием камней.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» (с элементами стоун – массажа)
Очень любим мы гулять,
Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)
«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу вверх)
Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)
Три – театр и музей
Проходите поскорей! (массировать средний палец)
На четыре – у ДК
Ёлка очень высока! (массировать безымянный палец)
Пять – по Бухар –Жырау (по Н.Нищевой)
Мы вернемся в детский сад! (массировать мизинец)
Затем меняем руки (берем камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков
Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветов
Ход игры: логопед предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:
-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.
- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.
Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.
Игра «Веселые камешки»
Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики
Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.
Ход игры: логопед предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук.
У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т.п.
Использование элементов литотерапии на занятиях поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2024
Дата обновления: 16.10.2024
Дата публикации: 09.09.2024
Комментарии0
Новый комментарий