21.08.2023
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности
образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов
развития образования в России .
Ключевым моментом в реализации преемственности
является , как известно определение готовности ребенка к обучению
в школе . Подготовка к школе является одной
из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и
школьными системами образования .
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном
порядке включающие в себя основания преемственности (развитие
любознательности, способностей, творческого воображения ).
Обучение детей дошкольного возраста
строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и
др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление
предпосылок учебной деятельности.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают
перестройку образа жизни и деятельности
ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению.
Ребенок воспринимает школу как очередную
игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной,
если не превратится со временем в учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об
окружающем мире, сформированности элементарных
понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления
окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не
менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно
развитая мелкая моторика.
Но
полноценную учебную деятельность можно формировать только
на основе игровой. «Недоигранность» является
серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для
овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение
пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять
роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это
необходимо будущему первокласснику.
Механизм осуществления преемственности ,
его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых
в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ,
учителей начальных классов по созданию условий для
эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .
Формы осуществления преемственности
могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем,
содержанием взаимоотношений образовательных
учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется
совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем
основным направлениям.
Работа с детьми :
·
экскурсии в школу ;
·
посещение школьного
музея , библиотеки;
·
знакомство и взаимодействие дошкольников с
учителями и учениками начальной школы ;
·
участие в совместной образовательной деятельности ,
игровых программах;
·
выставки рисунков и поделок;
·
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики
начальной и средней школы ) ;
·
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники,
выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;
·
участие в театрализованной деятельности;
·
посещение дошкольниками адаптационного
курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .
Взаимодействие педагогов :
·
совместные педагогические советы (ДОУ
и школа ) ;
·
семинары, мастер- классы;
·
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;
·
проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;
·
взаимодействие психологов и логопедов ДОУ и школы ;
·
открытые показы образовательной деятельности
в ДОУ и открытых уроков в школе ;
·
педагогические и психологические наблюдения.
Сотрудничество с родителями :
·
совместные родительские собрания с
педагогами ДОУ и учителями школы ;
·
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;
·
родительские конференции, вечера вопросов
и ответов ;
·
консультации с педагогами ДОУ и школы ;
·
встречи родителей с будущими учителями;
·
дни открытых дверей;
·
творческие мастерские;
·
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия
семьи в преддверии школьной жизни
ребенка и в период адаптации к школе ;
·
образовательно -игровые тренинги и
практикумы для родителей детей предшкольного
возраста , деловые игры, практикумы;
·
семейные вечера, тематические досуги;
·
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки).
На протяжении уже нескольких лет наше ДОУ сотрудничает с близлежайшими школами .
Проанализировав всю
предшествующую работу по преемственности ,
мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и
последовательной работы двух структур, дошкольного
и начального образования .
Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий,
реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и
начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.
Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного
учреждения , который должен соответствовать современным
требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.
В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как
взаимное знакомство с образовательными
программами дошкольной группы и школы , организация совместных
педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд,
направление работы дошкольной группы и
школы - организация совместных праздников, выставок, участие
в проектной деятельности и других интересных
мероприятиях.
Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по
математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает
занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Знакомство со
спецификой планирования работы в подготовительной
к школе группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность
педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с
обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у
педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления
знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов
индивидуального подхода к будущему ученику.
В течение года дважды проводится диагностика детей
подготовительных групп школьным педагогом-психологом
и учителем- логопедом. Первая : в сентябре
– для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с
учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в мае –
для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом и
учителем- логопедом ведется работа по коррекции тех или иных нарушений совместно
с воспитателями и родителями.
Экскурсии дошкольников
в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные
впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .
В течение года дошкольники
посещают кружок «Школа развития» . Где
успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.
Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул
первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное
детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое
главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь,
интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети
подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими
друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в
совместные игры, занятия.
Учащиеся школы , в свою очередь,
являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной
группе , играя роли сказочных персонажей.
За весь год, наши дети
много узнают о школе. С
удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами,
сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо
учиться.
Литература:
1.2.Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и
умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
2.Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н.,
Ищенко И.П. «Реализация преемственности
при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная
пресса, 2008.
3.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва),
Вопросы психологии. – 1971. – №4.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2023
Дата обновления: 21.08.2023
Дата публикации: 21.08.2023
Комментарии0
Новый комментарий