«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ.

16.03.2020

«Формы работы с родителями»


Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная работа родителей и педагогов является залогом дальнейшее успешного развития ребенка и его воспитания. От качества работы педагогического коллектива ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания детей. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на: коллективные; индивидуальные; наглядно-информационные.

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

На общих собраниях обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. В ней принимают участие педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители.

Педагогические беседы с родителями- наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Тематические консультации- квалифицированный совет педагога родителям. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

«Дни открытых дверей» дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, привлечь активному к участию в деятельности ДОУ.

Посещение семьи. Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения- проверка выполнения рекомендаций, знакомство с положительным опытом семейного воспитания. Обследование с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи.

Наглядная пропаганда - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье - уголок для родителей материалы информационного характера (правила для родителей, распорядок дня, объявления); материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье.

Папки-передвижки- динамичная форма педагогической пропаганды. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными.

Общие тематические стенды и выставки, например: «Красавица Осень», «Здравствуй, Новый год!», «Безопасный интернет» и т.п., а так же они посвящаются определенным темам: «Мир вокруг нас»; «Мир глазами детей».

Нетрадиционные познавательные формы - ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков общение педагогов и родителей на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.

Примеры нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников в соответствии с предложенной классификацией:

Презентация дошкольного учреждения- знакомство родителей с Уставом ДОУ, программой развития, коллективом педагогов; видами деятельности по развитию личности каждого ребенка.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей- знакомство родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Педагогический совет с участием родителей - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Родительские конференции- обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления: «Забота о здоровье детей», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья. Изучается опыт воспитания дошкольников в кругу семьи с приглашением к себе двух-трёх семей, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

Педагогические консилиумы. В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель - логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, её материальное положение и статус ребенка в семье с целью определения мер помощи родителям в воспитании ребенка; разработки программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Семейный клуб – динамичная структура, которая строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Деловая игра - выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Тренинговые игровые упражнения и задания. Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов. 

Вечер вопросов и ответов- непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, урок педагогических раздумий, концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, что позволяет уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, новое, пополнить знаниями друг друга, обсудить проблемы развития детей. Кроме педагогических работников можно пригласить специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

«Родительский университет»- это работа разных кафедр по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой - моя новая профессия). «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя). «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций).

«Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам. Желательно, чтобы каждая страница такого журнала заканчивалась выступлениями детей, сценками, стихами по теме. Рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста».

«Дискуссионный клуб» - одна из целесообразных и действенных форм работы с родителями, которая вызывает желание у родителей поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности, проанализировать ситуации, собственные действия в семье, поделиться своими наблюдениями, позволяет активно высказать своё мнение.

«Круглый стол» с родителями - в нетрадиционной обстановке, с обязательным участием специалистов, обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания на основе принципа партнерства и диалога.

Дежурства родителей- форма педагогической пропаганды, которая помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

«Заочные» консультации или «Почтовый ящик» для вопросов родителей, на которые педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на

Семинар- практикум, «Школа молодых родителей» помогают молодым родителям в приобретении практических навыков по воспитанию и обучению детей, дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

«Педагогический калейдоскоп, «Юморина», «Валентинов день» встречи с родителями, которые позволяют не только выявить педагогические знания родителей, их кругозор, помогают сблизиться друг с другом, вызвать эмоциональный отклик от общения, от проведенного мероприятия, вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами.

Театрализованные представления- совместные мероприятия, позволяющие, создать атмосферу радости и общего успеха.

«Родительская почта» и «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.Хочу такой сайт

Библиотека семейных игр способствует более тесному взаимодействию родителей с детьми, созданию традиции совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок, что является дополнением к словесной информации.

Журналы для родителей способствуют сближению педагогов, родителей и детей в различные творческие мастерские, кружки «Умелые ручки», «Копилки идей».

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

«Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.

Совместные экскурсии, походы, чаепития- укрепление детско-родительских отношений. Такие мероприятия обогащают детей новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Итогом могут стать выставки рисунков, поделок из природного материала, оформление выставок совместного творчества «Природа и фантазия».

Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни»; выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами.

Создание видеофильмов, которые создаются по определенной тематике, например, «Семейный выходной», «Любим маме помогать» и др.

Родительская газета оформляется родителями, которая освещает интересные случаи из жизни семьи, в ней родители делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «На отдыхе всей семьей», «Моя бабушка- рукодельница», «Мой питомец».

Домашние педсоветы, «педагогические гостиные», лектории, неформальные беседы, пресс - конференции, Клубы отцов (бабушек, дедушек)- очень эффективные формы взаимодействия всех участников воспитательно- образовательного процесса с детьми.

В качестве рекомендации можно посоветовать организовать педагогическую библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом), выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»;

досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Информационные листки для родителей - объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и др.

Памятки для родителей- целевое уведомление о соблюдении родителями определенных правил, требований, инструкций рекомендательного характера.

Брошюры для родителей, с описанием концепции детского сада и общей информации о нем.

Пособия для родителей, которые содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Бюллетень для родителей, чтобы обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, в которых педагог сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки - короткие записки воспитателя для информации семьи о новом достижении ребенка, благодарности за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка. Семьи также могут посылать в детский сад свои записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день.

Ящик для предложений для записок родителей со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Гость группы- разные формальные и неформальные роли родителей в программе воспитания и обучения детей. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения более успешно и эффективно сотрудничать с родителями.

Инновационные нетрадиционные познавательные формы: «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду, которые проводятся с педагогическим содержанием.

Метод проектов- многогранная и эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющая включить большое число родителей и детей одновременно с целью достижения поставленной педагогами цели и решении намеченных задач по проекту.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями традиционных и нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.

Используемая литература:

1.. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.

2. Амонашвили, Ш. А., В школу с шести лет / Ш.А Амонашвили - М.: Просвещение, 1986.- 176с.

3.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2002. №4 - с 33-38 .

5. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2005.-240с.

6. Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2005 г. - 144с .

7.Дергачева, О.М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи /

8. О.М. Дергачева, Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - с 26-30. .

9. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 02.02.2021

Дата обновления: 02.02.2021

Дата публикации: 16.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».