12.05.2020
Математика в сказках
во 2 младшей группе
ВРЕМЕНА СУТОК
Поспорили однажды четыре
времени суток: утро, день, вечер и ночь.
- Я самое красивое время
суток,- говорило молоденькое утро. – Я бужу солнышко, и оно окрашивает меня
сиренево-малиновым светом. Все постепенно оживает, набирается сил. На траве
блестят капли росы.
- Нет, - возражал
ему деловитый день, - это я самое красивое время суток. Солнце уже в самом
разгаре. Оно дает энергию. Все бодры и радостны, заняты своим делом. А небо,
какое голубое!
_ Вечером небо самое
красивое – бордово – синее, - заявляет вдруг вечер. – Солнце постепенно
садится. Все заканчивают свои дела. Ветер затихает, птицы смолкают. Приятная
усталость касается всех, и приходит время для отдыха. На землю опускаются
сумерки.
Тут раздается
хрипловатый голос мудрой ночи:
- Самое замечательное
небо – ночью. Как много звезд можно увидеть на нем и сколько интересного и
поучительного! Вот Большая Медведица, а вот Полярная звезда. Тишина ласкает
слух.
Только сверчок где-нибудь поет колыбельную для тех,
кто набегался, напрыгался за целый день и сейчас видит сладкие сны. Сны – такая
таинственность! Они завораживают и уносят в свою далекую страну.
- Так сидели, пили чай и
хвастались друг перед другом времена суток.
Но вдруг раздался звонок
в дверь, и вошла мама мальчика Саши. Времена суток сразу же узнали её. Они всё
время сопровождали её и сына. Женщина всегда была веселой и жизнерадостной. Но
сейчас её лицо было грустным. А в глазах блестели слезы.
Сашина мама рассказала, что с мальчиком приключилась беда. Злой волшебник
заколдовал её сына, и теперь он все делает наоборот: днём спит, утром, когда
все встают, готовится ко сну, вечером, когда все заканчивают работать, он
только собирается вставать, а ночью, когда все спят, играет со своими
игрушками.
Чего только не пробовала мама, чтобы расколдовать сына. Но ничего не
помогает. Посоветовала ей одна добрая старушка обратиться к временам суток. Так
она и сделала.
Думали, думали времена суток и решили обратиться к вам ребята. Чтобы
снять заклятье, нужно ответить на вопросы. Давайте поможем Саше.
- Солнце встает, все оживает, птички радостно
щебечут, цветы открывают свои головки навстречу солнечным лучикам. Как
называется это время суток?
- Солнце в самом зените, жара, небо синее-синее.
Звери и птицы прячутся в тень деревьев. Когда это бывает?
- Солнышко близится к закату, небо постепенно
окрашивается в синевато-красные оттенки, все смолкает, лишь слышится
шелест деревьев, когда пролетает ветерок да в траве поют цикады и сверчки.
Когда это случается?
- Небо постепенно становится темно-фиолетовым,
почти черным, солнца уже нет, на небе появляется луна, становится свежо и
прохладно. Когда такое случается?
- Вы правильно ответили на вопросы о частях суток,
а теперь вопросы сложнее.
- Почему почти все засыпает ночью?
- Случайна ли последовательность наступления
различных частей суток или это взаимосвязано между собой?
- Связана ли жизнь и деятельность людей с
наступлением различных частей суток и природными явлениями, каким образом?
А какое время суток больше всего нравится вам, ребята? Почему?
СТРАНА
ГЕОМЕТРИЯ
За синими
морями, высокими горами в стране Геометрии жила-была девочка Маша, и был у нее
братишка Ваня.
Как-то раз
отпустили родители Ванюшку на полянку в лес погулять, а Маше
строго-настрого приказали беречь братца. Девочка за ним следила-следила, да и
заснула на травке.
А тем
временем над полянкой пролетали Двойки-лебеди. Опустились они на поляну,
посадили Ванюшу себе на спину, захлопали крыльями. Да и были таковы.
- Проснулась
Маша, а Вани и след простыл. Погоревала Маша, но делать нечего, пошла, просить
помощи у царицы Геометрии. Та внимательно выслушала её, покачала головой и
молвила: «Жаль мне тебя, Маша, ведь брата твоего похитили слуги графа Циркуля –
начальника всех геометрических фигур. Но помочь тебе я не в силах, потому что,
если я накажу Циркуль, он разозлится, и из моей страны исчезнут все
геометрические фигуры, которые чертит Циркуль.
·
Ребята, какие это фигуры?
Поэтому
тебе самой придется разбираться с Циркулем, а помогут тебе мои подданные,
которых ты встретишь на пути».
Надела Маша
деревянные башмаки, взяла железный посох и тронулась в неблизкий путь. Прошла
три леса, три моря, три горы, а куда идти дальше, не знает. Вдруг, откуда ни
возьмись, катится Круг по тропинке.
·
А другие геометрические фигуры могут
катиться? Почему?
Круг и
говорит: « Знаю, Маша, твою беду, а прислала меня наша добрая царица Геометрия.
Поспеши за мной, и я укажу тебе путь к замку графа Циркуля».
Поблагодарила Маша Круг и побежала за ним. Он привел её к стеклянному дворцу
Циркуля. Смотрит Маша через прозрачную стену и видит: её брат стучит по
стеклянным стенам кулачками и плачет.
Стала Маша думать, как вызволить братца из беды. Вокруг никого нет,
стекло толстое, разбить нельзя, а дверь на ключ закрыта. Как Маше ключ достать?
Тут опять ей помог Круг. Он позвал своего брата Треугольника. Тот подпрыгнул,
воткнул свой острый угол в замочную скважину, повернул два раза, дверь и открылась.
Маша
схватила Ваню за руку и бежать! А тем временем Циркуль возвращался с объезда
своих владений. Вошёл он во дворец и обнаружил пропажу. Приказал лебедям лететь
за беглецами и вернуть их. Маша с Ваней бегут, из сил выбиваются, а Двойки-лебеди
летят быстро и вот-вот их нагонят. Что делать? Хорошо, что друзья вовремя
подоспели: Прямоугольник с Треугольником. Поставила Маша Треугольник на
Прямоугольник.
- Получился домик, там
дети и с прятались. Нарисуйте такой домик у себя на листе бумаги и посчитайте,
сколько углов получилось у такого многоугольника?
Лебеди полетели в другую
сторону.
Дети отдышались и
побежали дальше.
Через некоторое время
Маша услышала, что лебеди опять нагоняют их.
Но тут овал подоспел к
ним на выручку.
Маша попросила его стать
тучкой.
Овал быстро взлетел на
небо, надулся и закрыл собою солнышко. Стало совсем темно.
·
На что ещё похож овал?
Лебеди
опустились на землю. Долго они ждали, когда солнце выглянет, снова светло
станет. Тем временем Маша и Ваня добрались до дома. То-то было радости и
веселья!
РАЗНЫЕ КРУГИ.
Стоит пенек, на пеньке – теремок. А в теремке живут Мышка, Лягушка, Ёжик да
Петушок – Золотой гребешок.
Вот как-то
пошли они в лес – за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами.
Ходили – ходили по лесу
и на поляну вышли. Смотрят: там пустая телега стоит Телега-то пустая, да не
простая – все колеса разные: одно совсем маленькое колесико, другое – побольше,
следующее – среднее, а последнее – большое – пребольшое колесище.
·
Ребята, посчитайте, сколько всего колес
было у телеги?
Телега,
видно, давно стоит: грибы под ней растут.
Смотрят
Мышка, Лягушка, Ёжик да Петушок, смотрят, удивляются. Тут Заяц на дорогу из
кустов выскочил, тоже смотрит, смеется.
- Это твоя телега?
– спрашивают Зайца.
- Нет, это Медведя
телега. Он её делал- делал, не доделал, да и бросил. Вот она и стоит.
- Давайте возьмем
телегу, - Сказал Ёжик.- В хозяйстве пригодится.
- Давайте, - согласились
остальные.
Стали
телегу толкать, а она не движется. Толкали-толкали – толку никакого! Телега то
направо завернет, то налево упадет, то в ямку провалится, то на кочке
застрянет.
·
А как вы думаете, почему телега не ехала?
Правильно, потому
что у неё колеса разные.
А Заяц хохочет,
от смеха надрывается:
- Кому нужна негодная
телега!
Устали все,
а бросить жалко – в хозяйстве пригодится.
·
Ребята, как же им можно доставить телегу
домой?
Тут Ёжик
догадался:
- Давайте все по колесу возьмем.
- Давайте!
·
Какой формы бывают колеса и как их можно
передвигать по дороге?
Сняли с телеги
колеса, и домой покатили.
·
Как вы думаете, кто взял самое маленькое
колесико? (Мышка) Кто взял колесо побольше? (Лягушка) Кто взял колесо больше,
чем у лягушки? (Ёжик) Самое большое колесо кто покатил? (Петух)
Да, Петушок вскочил на самое большое
колесище, ногами перебирает, крыльями хлопает и кричит:
- Ку-ка-ре-ку!
Заяц смеется:
- Вот чудаки, домой разные колеса
покатили!
Тем временем Мышка, Ёжик, Лягушка и
Петушок прикатили колеса домой и задумались: что с ними делать?
·
Ребята, могут ли пригодиться в хозяйстве
колеса? Что из них можно сделать?
- Я знаю, -
сказала Мышка, взяла самое маленькое колесико – прялку сделала.
Ёжик догадался: к своему
колесу две палки приладил: тачка вышла.
- Я тоже придумала, -
сказала Лягушка, и колесо побольше к колодцу пристроила, чтобы лучше воду было
доставать.
А Петушок большое
колесище в ручей опустил, жернова поставил и мельницу построил. Все колеса в
хозяйстве пригодились: Мышка на прялочке прядет, Лягушка из колодца воду носит
– огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит, Петушок на
мельнице муку мелет.
Пришел
как-то к ним в гости Заяц. А у него самокат.
Его как дорого гостя встретили: Мышка варежки
связала. Лягушка морковкой с огорода угостила. Ёжик – грибами да ягодами. А
Петушок – пирогами да ватрушками.
Стыдно стало Зайцу.
- Простите меня, -
говорит. – Я смеялся над вами, теперь вижу – в умелых руках и разные колеса
могут пригодиться.
Яблоко
Стояла поздняя осень. С
деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело
одно – единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать?
Яблоко высоко висит – не допрыгнешь!
- Кар – кар!
Смотрит Заяц – на елке
сидит Ворона и смеется.
- Эй, Ворона! – крикнул
Заяц. – Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его
не удержала – упало оно вниз.
- Спасибо тебе, Ворона!
– сказал Заяц, и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и
побежало. Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который,
свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился
бежать, а яблоко за колючки зацепилось.
- Стой, стой! – кричит
Заяц. - Куда мое яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит: «Это мое яблоко. Оно упало, а я - его поймал»
Заяц
подскочил к Ежу:
- Сейчас же отдай мое
яблоко! Я его нашел!
К ним
Ворона подлетела.
- Напрасно спорите, -
говорит, - это мое яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг
друга не слышит, каждый кричит:
- Мое яблоко!
Крик, шум
на весь лес. Уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками
уколол, а Заяц Ворону лапой лягнул.
Вот тут-то
Медведь и появился. Да как рявкнет:
- Что такое? Что за шум?
Все к нему:
- Ты, Михаил Иванович, в
лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко
присудишь, так тому и быть.
И
рассказали Медведю все, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за
ухом и спросил:
- Кто яблоко нашел?
- Я! – сказал Заяц.
- А кто яблоко сорвал?
- Как раз я! – каркнула
Ворона.
- Хорошо. А кто его
поймал?
- Я поймал! – пискнул
Еж.
- Вот что, - рассудил
Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
- Но тут только одно
яблоко! – сказали Еж, Заяц, и Ворона.
- Ребята, как можно разделить одно яблоко на всех?
Правильно,
так Медведь и сказал:
- Разделите это яблоко
на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
И все хором
воскликнули:
- Как же мы раньше не
догадались!
- Ребята, предложите наиболее эффективные способы
деления яблока на равные части.
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре
равные части.
Один кусочек дал Зайцу:
- Это тебе, Заяц, ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
- Это тебе, Ворона, Ты яблоко сорвала.
Третий кусочек себе в рот положил:
- Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек перед Медведем положил:
- А это тебе, Михаил Иванович!
- Мне-то за что? – удивился Медведь.
- А за то, что ты нас всех помирил и
уму-разуму научил!
Каждый съел свой кусочек яблока, и все
были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не
обидел.
Математика в лесу. ОДИН
Однажды Цифра Один
увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
- Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки.
Значит ты один такой
Длинноухий!
- Я не один, - возразил зайчонок, - у меня есть братья.
Пошла Цифра Один дальше,
увидела белочку и похвалила ее:
- Во всем лесу только у тебя одной такой пушистый
хвостик, значит ты одна такая красивая!
- Я не одна, - не согласилась белочка, - у меня есть
друзья бельчата.
Тут на поляну вышел
медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».
– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась
цифра 1.
– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно
ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты
будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в
прятки играть и песни петь. Это плохой праздник, если ты один.
- Почему никто не хочет
быть один? - грустно спросила сама себя Цифра Один.
- А как вы думаете,
ребята, почему?
ПОХОД.
Пошли однажды Круг и Квадрат в поход. Взяли с собой рюкзаки,
положили в них еду и отправились. Шли они полем, лесом, прошли луг и оказались
на пригорке. Говорит Круг Квадрату: «Посмотри, Квадрат, какое чудесное место
для отдыха внизу. Давай поскорее доберемся туда и отдохнём!»
Согласился
Квадрат, стали они спускаться. Квадрат медленно шагает, с одной стороны на
другую ему нелегко переваливаться. А Круг катится с пригорка быстро, обогнал он
Квадрата и стоит внизу, поджидает друга и думает: «Почему Квадрат не катится
также быстро, как и я?»
- Ребята, почему Квадрат не может
катиться?
Спустился,
наконец, Квадрат вниз, запыхался и говорит: «Давай, Круг, немного отдохнем,
перекусим». Достали они из рюкзаков еду: у Круга фрукты и овощи: яблоки,
апельсины, помидоры, а у Квадрата – бутерброды.
- Ребята, какой формы была еда у
Квадрата? Какой у Круга? Нарисуйте её.
Верно, у
Круга – все круглое, а у Квадрата еда была квадратной формы. Оказывается, даже
еду каждый из них предпочитал по своему вкусу. Поделились они, пообедали, потом
пить захотели. А воды с собой не взяли. Но тут увидели: вдалеке какой- то
водоем блестит.
- Ура! Это ручей, -
закричал Квадрат.
- Да нет, это лужа, -
возразил Круг.
- А может быть, речка? –
сказал Квадрат.
- А, по-моему, это
озеро, из него можно пить, - ответил Круг.
- Ребята, угадайте, какой это был
водоём, если я вам скажу, что он был овальной формы?
Да, это
было чистое лесное озеро. Напились друзья, и пошли дальше. Шли-шли, солнце уже
высоко стоит, стало жарко, решили сделать привал, отдохнуть. Квадрат прилег на
одну сторону, лежит, отдыхает. А Круг крутится, как волчок, никак улечься не
может. Тогда Квадрат предложил ему прислониться к нему, чтобы остановиться.
Передохнули друзья, и пошли дальше.
Идут, уже стало совсем темно, надо искать место для ночлега. Видят:
чья-то нора. Круг предложил: «Давай заберемся в эту нору и переночуем». Квадрат
согласился. Круг быстро закатился в норку, устроился удобнее и уже собрался
спать, а друга-то нет рядом.
- Ребята, как вы думаете, почему Квадрат не мог
попасть в нору?
Да, она
была круглая, как все норки. Пришлось Кругу вылезть, и стали друзья
вместе думать: как же сделать так, чтобы им обоим было удобно? Тут они
вспомнили, что у них в рюкзаке лопата припасена. Вынули они её и выкопали
Квадрату ямку квадратной формы, постелили туда листьев и легли спать каждый на
своём месте.
- Какое ещё решение проблемы можно было им
предложить?
Утром Круг и
Квадрат встали в хорошем настроении и отправились домой.
ПОСМОТРИТЕ НА КАРТИНКУ, ИЗ КАКИХ ФИГУР ОНА СОСТОИТ? ПОПРОБУЙТЕ
ЕЕ НАРИСОВАТЬ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.05.2020
Дата обновления: 12.05.2020
Дата публикации: 12.05.2020