17.05.2021
Цель проекта:
формирование и систематизация представлений о Родине, её истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о символах России.
Задачи проекта:
-воспитание любви к Родине, бережного отношения к её культурным ценностям;
-закрепление умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-обогащение словарного запаса детей.
Проект:
долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий,
практико – ориентированный.
Участники:
дети дошкольного возраста, их родители, педагог, музыкальный руководитель, социум.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
ресурсы ДОУ и семьи.
Предполагаемый результат:
итоговый праздник «Наш дом – Россия».
Проект проходил в три этапа.
1 этап:
Подготовительная работа:
-Знакомство с символами России (герб, флаг, гимн).
-Город – герой Москва – столица России( беседа и просмотр иллюстраций о начале строительства города, о Московском Кремле.
-Посещение выставок, организованным краеведческим музеем.
-Разучивание народных танцев, хороводов, игр: «Ходит царь», «Гори – гори ясно», «Лапта» и др.
-Беседа, рассматривание русских народных игрушек, чтение рассказа Е.Осетрова «Краса ненаглядная».
-Знакомство с творчеством и достижениями великих людей земли Русской: Сергий Радонежский, М.ломоносов, А.Пушкин, П Чайковский, Г Уланова и др.
-Чтение литературных произведений и просмотр иллюстраций к ним:
*Т.Коти «Моя первая книга о России».
*В.Соловьёв «История России для детей и взрослых».
*А.Афанасьев «Народные русские сказки».
*Т.Кудрявцева «Я живу в России».
-Дидактическая игра «Новая одежда куклы» (об истории одежды) ,создание эскизов.
-Разучивание песен и стихов о Родине.
- Игры нашего двора: «Резиночки», «выше ноги от земли», «Городки», «Прятки», «казаки – разбойники» и др.
-Знакомство с историей родного города и его современным обликом г. Екатеринбургом.
-Проведение с детьми игры «Я – дерево». В ходе её дети передают образ разных деревьев пластикой собственного тела: макушка дерева – голова, ствол – туловище, ветки – руки.
-Упражнение в использовании различных изобразительных техник и их сочетаний для передачи выразительного образа берёзы.
2 этап:
Речевая деятельность:
-Игры «Угадай», «найди лишнее» (развитие внимания, памяти).
-Игра «Подскажи словечко» (умение подбирать определения к словам).
-Кроссворды, чайнворды о России.
-Составление детского толкового словаря с мини-иллюстрациями.
-Создание альбомов о городе Екатеринбурге, календаря «Государственные праздники России».
-Олимпиада по творчеству А.С.Пушкина «Там на неведомых дорожках…»
Продуктивная деятельность:
-Создание иллюстраций к художественному детскому журналу «Любимые места России».
-Альбом «Растения родного края».
-Лепка из песка на тему «Путешествие в прошлое, настоящее, будущее России».
-Подготовка детских работ к выставке по теме «Береза – символ России».
Для выполнения творческих работ дети могут воспользоваться различными техниками, предлагаемыми для изображения берёзы, а также их сочетанием:
* «Берёзка грустит под дождём» - деревце можно изобразить, используя технику рисования гуашью по сырому слою бумаги в сочетании с техникой монотипии для передачи отражения в воде (способ вливания цвета в цвет).
* «Стройная берёзка опустила свои ветки - руки» или «Русская красавица». Здесь подойдёт сочетание акварели и художественной постели. Акварелью рекомендуется сделать фон, затем прорисовать дерево пастелью по сырому слою бумаги.
* Красоту берёзы можно передать в графике восковыми мелками белого и чёрного цветов или рисуя кусочками свечи и акварелью фон.
*Для создания образа берёзы в графике также можно использовать уголь и белую или тонированную тисненую бумагу.
-Аппликация на ткани «Старинный замок».
-Игры – путешествия «По родному краю».
Познавательная деятельность:
-Прослушивание Государственного гимна России и анализ текста, отдельных слов (отчизна, держава и т.д.).
-Для подготовки к празднику разными группам детей даётся задание:
*выучить стихи о Родине, пословицы, загадки;
*узнать историю флага, герба;
*разучить народные игры и т.п.
Тренинговая серия
Тема : «Чувствительные ладошки»(песок)
Задачи:
-активизация умения прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения;
-содействие развитию речи произвольного внимания, памяти в процессе рефлексии;
-формирование навыков позитивной коммуникации.
Содержание упражнений:
-скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные, круговые движения( как машинки, змейки, санки и т.д.).
-двигать по песку ладонь, поставив её на ребро.
-Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы.
-Создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
-Найти сходство узоров с объеками окружающего мира.
-Пройтись по поверхности песка поочерёдно каждым пальцем правой и левой руки, потом одновременно(одноимёнными пальцами обеих рук).
-Загадочные следы на песке – пофантазировать: чьи они?
Тема «История России в играх па песке» (игра – размышление)
Задачи:
-предоставление ребёнку возможности почувстчвовать себя творцом, созидателем, преобразователем, испытать чувство сопричастности к жизни современной России и её истории.
-воспитание желания познать собственные» корни», историю своего народа.
Подготовительная работа:
-Рассматривание карты России.
-Беседы с детьми о том, где и как строились русские города, чем занимаоись их жители, почему большинство городов стоят у реки.
Содержание игровых упражнений:
-Прокладывание русла реки в песочнице.
-Выбор места для строительства города на одном из берегов рекию (Аргументы в защиту собственной позиции).
-Строительства города из песка.
-Строительства крепости. (С чего город ты строить начнёшь, как от врагов убережёшь?)
3 этап:
-Создание журнала «Любимые места России».
-Оформление тематической выставки «Берёза – символ России».
-Викторина «Что? Где? Когда?» или « Викторина Знатоков».
-Итоговое мероприятие – праздник «Наш дом Россия», приуроченный к государственному празднику Дню России( 12 июня).
В детский праздник входит несколько тем, позволяющих проследить( на уровне возможного восприятия) отдельные вопросы из истории нашего государства. Эти темы представлены в виде кратких конспектов.
Тема «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее России» (лепка из песка).
Задачи:
-закрепление представлений детей о ходе времени (прошлое, настоящее, будущее); возможность показать отличия и находить сходство между прошлым и современным, современным и будущим;
-воспитание интереса к коллективной работе, умения договариваться о совместной работе, планировать её;
-развитие творческого воображения, фантазии.
-Издавна Русь славилась не только богатырями, но и мастерами, которые обрабатывали камень,, строили храмы, воздвигали белокаменные палаты.
Дети рассматривают репродукции картин, узнают изображенные на них архитектурные строения, колокольни, купола церкви. Обратить внимание детей на арочную форму окон и дверей, которая не только придаёт красоту зданию, но и зрительно увеличивает его красоту.
- Чтобы подчеркнуть величественность храма, его всегда возводили на холме или другом возвышенном месте города, посёлка. Обычно под куполом храма размещалась колокольня. Звон колоколов то звал на праздник, то предупреждал о беде, пожаре, нападении врагов. (Дети слушают аудиозапись колокольного звона).
Подготовительная работа:
-Чтение сказок: А.Пушкин «Сказка о царе Салгане…», П.Ершов «Конёк Горбунок», А Волков «Волшебник изумрудного города», русская народная сказка «Царевна –лягушка».
-Рассматривание иллюстраций к сказкам.
-Просмотр детских фильмов по этим сказкам.
-Рассматривание альбомов с фотографиями Г.Екатеринбурга.
-Экскурсии, беседы о нашем городе.
Рисование на тему «Город будущего». Совместное рисование и вырезание характерных деталей украшения (окон необычной формы, колонн, дверей, крыш).
-Постройки из песка отдельных элементов, характерных для разных периодов времени (прошлого, настоящего, будущего).
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Сегодня гонец доставил нам вот эти пригласительные билеты. Но ведьмы в один шар не поместимся, поэтому каждому надо занять место в том шаре, который совпадает с цветом его пригласительного билета.
На площадке лежат три обруча - красного(прошлое), жёлтого (настоящего) и синего (будущее)цветов. Обручи украшены фольгой и лентой соответствующего цвета; в одном лежат русские головные уборы – кокошник и фуражка, в другом – бейсболка – настоящее, в третьем – ободок с антенной – будущее.
Дети размещаются вокруг обручей (воздушных шаров), закрывают глаза и медленно кружатся под музыку.
-Красный шар летит на юг, в сказочную страну, там где живут герои ваших любимых сказок.
-Жёлтый шар полетит на восток и приземлится в Екатеринбурге, где живут добрые и целеустремлённые люди, которые построили наш город.
А синий шар ветер унесёт в страну фантазий. Каким он будет, наш город, через много лет, когда вы станете совсем большими?
Вот мы и приземлились, каждый в своём времени: красный шар – в прошлом, жёлтый шар – в настоящем, синий шар – в будущем.Я предлагаю вам построить города, в которые расскажут о каждом времени. Договоритесь о том, кто что будет строить и какие элементы украшений вам понадобятся.
Дети строят из песка города соответствующие ( по их мнению) времени, обозначенному цветом обруча. Для большей выразительности используют в своей работе элементы украшений, которые они совместно с воспитателем подготовили заранее (окна различной формы: традиционные и современные, колонны, двери, детали для украшения крыш).
По завершению работы ребятам предлагается рассказать о своём городе, о том, кто в нём живёт, какие детали и украшения характерны для каждого времени. Обыгрываются постройки с использованием дополнительного игрового оборудования.
Краткий сценарий праздника, посвящённого Дню России.
«Наш дом – Россия»
Старший возраст.
Задачи:
-знакомство детей с Гербом, Флагом, Гимном России;
-воспитание уважения к государственной символике, любви к родному городу, Родине;
Подготовительная работа:
-Беседа с детьми о значении слов «Родина», «народ».
-Рассматривание Российского флага и герба, чтение произведений об их создании.
-Разучивание стихов, песен о Родине.
-Знакомство с народными играми.
-Чтение пословиц.
-Отгадывание загадок.
-Конкурс рисунков на темы: «Мой любимый уголок природы», «Мой город», «Природа моего края».
-Организация выставки рисунков «Моя Родина».
-Составление и оформление родословной своей семьи детьми совместно с родителями.
-Знакомство с планетами Солнечной системы.
Ход праздника:
Ведущий.
Вот наступило лето. Вы, ребят, должны окрепнуть, загореть, подрасти.
(Дети читают подготовленные стихи о лете)
-Лето –замечательная пора. И в детском саду у вас будет много увлекательных дел, появятся новые друзья. Давайте споём весёлую песенку о том, как хорошо летом.(«Вместе весело шагать» В.Шаинский).
Входит инопланетянин
В.Просите, вы к нам?
И.Куда я попал?
В.Это планета Земля, страна Россия, город Екатеринбург. А попали вы в детский сад на праздник.
И.К вам в детский сад? А что такое детский сад?
Д.Детский сад- это красивый дом, где мы играем, лепим, рисуем, поём , танцуем А помогают нам воспитатели.
И.Я давно наблюдаю за вашей планетой. И мне захотелось побывать у вас, когда я подлетал у Земле и совершал виток вокруг неё, то мне хорошо было видно, что на ней происходит.
В.И что видно?
И.Видно, что земля круглая и большая, ее основная часть покрыта морями и океанами. Только одна шестая часть – суша. Я её даже зарисовал. (Показывает рисунок).У вашей планеты есть спутник Луна. Она гораздо меньше Земли, не может самостоятельно двигаться и как бы «Привязана» к вашей планете. За 28 дней Луна делает оборот вокруг Земли и повёрнута к ней всегда одной стороной. Я был и на луне. При следующей встрече обязательно расскажу вам о ней подробней.
В.А с какой планеты вы к нам прилетели?
И.Я с планеты Марс! Я – марсианин! Марс часто называют красной планетой, потому что на небе он похож на красноватую звёздочку. Ребята, а вы знаете о моей планете?
Д.Это тоже планета Солнечной системы. Она четвёртая от Солнца. Марс гораздо дальше от Солнца, чем Земля, поэтому там меньше тепла и света, а год в два раза длиннее, чем на Земле.
В.Очень много интересного мы узнали. Спасибо.
И.А что такое – Россия?
В.Вот сейчас мы у ребят и спросим: что такое Россия и что такое – Родина?
Д.
-Страна, в которой мы живём.
-дом, где родился.
-Берёзка у родного порога.
-Место. Где жили предки.
В.Всё это и есть Родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
В. А сейчас мы предлагаем вам, Марсианин, поиграть с нами в старинную русскую игру «Ручей».
В.Продолжим разговор о нашей Родине, наша страна называется Россией, Российской Федерацией. На Земле много разных стран. А чем отличается одна страна от другой?
Д.Они отличаются географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.
В.Назовите основные символы нашей страны?
Д. У нас есть красивый герб. На нём изображён двуглавый орёл на фоне красного щита. Это очень древний герб Он появился более 500 лет назад. Герб – эмблема государства, он изображается на печати, паспорте, денежных знаках, документах.
Российский флаг – трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.
В. Что символизируют белый, синий ,красный цвета Российского флага?
(Ответы детей)
В.Верно. Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славных народов. По третьей – цвета флага символизировали: БЕЛЫЙ – ВЕРУ, ЧИСТОТУ; СИНИЙ – НЕБО, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть такая версия: белый – вера, синий – надежда, красный – любовь.
Гимн – тоже символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Д.Композитор – А.В.Александров, а слова – поэт С.В.Михалков.
В.А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы наверняка можете вспомнить некоторые из них.
(дети вспоминают произведения С.Михалкова: «Дядя Стёпа», А у вас?», «Фома» и др.)
Люди издавна любили гордые смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев.
Музыкальной основой первого гимна Российской Федерации стала «Патриотическая песня» русского композитора Михаила Ивановича Глинки, который жил в 19 веке.
А сейчас мы послушаем Государственный гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Сегодня, друзья. Мы услышать должны
Главную песню нашей страны.
Она называется коротко – Гимн.
Мы каждое утро встречаемся с ним.
(звучит музыкальный фрагмент)
В.Слово «гимн» в переводе на русский язык – торжественная , хвалебная песнь. У каждого государства есть свой гимн. Мелодию и слова гимна мы слышим по радио каждое утро в 6 часов -звуками гимна начинается день нашей Родины. Мелодия гимна – величественная, торжественная. Гимн – это особый отличительный знак, символ государства, такой же, как флаг и герб.
Это торжественная песня объединяет и сближает граждан всей страны.
Скажите мне:
-Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях)
-когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Почему? (Этим они выражают уважение и почтение к стране).
В.Назовите пословицы о Родине народе.
* «Родина – любимая – это мать родная».
* «Родимая сторона -мать, чужая – мачеха».
* «Человек без родины, что соловей без песни».
* «На чужой стороне и весна не красна».
* «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
* Жить Родине служить».
* «Вся Российская земля начинается с Кремля».
В.Да русские ни с мечом, ни с калачом на шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли свою землю, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски. А теперь вспомним, как играли наши прадедушки.
(игра – перетягивание каната)
В.А ещё есть старинная народная игра – хоровод: движение по кругу с пением и пляской.
( «А я по – лугу», «Со вьюном я хожу»)
В.(обращаясь к гостю)Видите, какие наши ребята сильные и ловкие, как хорошо они поют и танцуют.
И.Как весело и дружно вы здесь живёте! Я узнал иного интересных песен и игр. А хотите, я научу вас к космическому танцу?
(танец иннопл., аудио запись «Задика»)
И. Я вижу , вы дружные, смелые, находчивые, много знаете и умеете. Примите отменяя скромный подарок.(угощает детей конфетами)
Слышатся космические позывные.
-Я слышу сигнал, который приказывает мне вернуться на космический корабль. Я благодарю всех, кто сегодня отвечал на вопросы, читал стихи, пел песни и танцевал. До свидания, ребята, я вас приглашаю к себе в гости. До встречи на моей планете!
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.10.2019
Дата обновления: 14.06.2022
Дата публикации: 17.05.2021