ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТ
18.02.2025
Современные подходы к коррекционной педагогике акцентируют внимание на комплексности и индивидуализации методов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Музыкальное воздействие занимает особое место среди педагогических технологий благодаря своей универсальности и многогранному влиянию на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыка оказывает комплексное воздействие на различные сферы развития личности — когнитивную, эмоциональную, физическую и социальную. Она способствует развитию слухового восприятия, моторики, координации движений, улучшает концентрацию внимания и память, стимулирует воображение и творческое мышление. В условиях инклюзивного образования музыка становится важным инструментом интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс и социум.
Теоретические основы технологии музыкального воздействия основываются на трудах отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами психологии, дефектологии, музыкотерапии и арт-терапии. Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, К.Г. Юнга, Э. Жак-Далькроза и других исследователей внесли значительный вклад в понимание механизмов влияния музыки на развитие личности. Современные исследования подтверждают эффективность музыкальных занятий для коррекции поведенческих нарушений, улучшения коммуникативных навыков, снижения уровня тревожности и агрессии у детей с различными видами ОВЗ.
Кроме того, научно доказано, что музыкальная терапия активизирует процессы нейропластичности, способствуя восстановлению нарушенных функций мозга. Это делает её особенно ценной в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, задержки речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС) и другие виды ОВЗ.
Дети с ОВЗ испытывают много трудностей в процессе обучения. Процент детей с нарушением психоэмоционального и интеллектуального развития среди обучающихся с ОВЗ достаточно высокий. У этих детей отмечается быстрая утомляемость, наличие страхов, пониженный фон настроения, повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе. В этом случае необходимо обучить детей приемам эмоциональной саморегуляции. Музыка является мощным инструментом в педагогике и психологии, способствующим развитию эмоциональной сферы, когнитивных процессов и моторики у детей. Особенно эффективно музыкальное воздействие проявляется в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья. Музыкальная терапия и коррекция оказывают положительное влияние на развитие различных аспектов личности ребенка, включая улучшение концентрации внимания, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков и формирование позитивного отношения к окружающему миру.[11].
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка.
В настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Его цель – развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Широкое распространение набирают нетрадиционные методики развития творческих талантов, способствующих повышению у дощкольников интереса к активной социальной деятельности.
Использование техник музыкального воздействия становится очень попупярным. Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Среди многообразия способов психологической саморегуляции, с нашей точки зрения, эффективно использовать технологию музыкального воздействия.
В.М.Бехтерев доказал, что музыка способна вызывать и ослаблять возбуждение организма. [1]. Производилось большое количество исследований, в результате которых выяснилось, что раннее музыкальное обучение положительно влияет на умственную деятельность, на развитие речи, математических способностей, при этом повышается чувствительность не только звуковых, но и зрительных анализаторов, улучшается внимание.
Когда мы слушаем музыку, головной мозг активизирует несколько различных областей мозга за пределами слуховой коры, включая те, которые ответственны за другие аспекты мыслительной деятельности. [12,с.114-115].
Особенностями музыки и языка является то, что и музыка, и язык являются средством общения и обладают синтаксисом – набором правил, определяющих «правильное» соединение элементов.
Музыкальная терапия используется в различных формах: индивидуальная работа, групповые занятия, а также интегрированные подходы, включающие элементы игры, движения и творчества. Основные цели музыкальной терапии включают улучшение моторики, развитие речи, повышение эмоциональной устойчивости и социальной адаптации. В процессе занятий дети учатся выражать свои эмоции, развивать воображение и улучшать коммуникативные навыки.
Музыкальная терапия направлена на решение ряда ключевых задач, среди которых выделяются следующие:
1. Развитие слухового восприятия — улучшение способности различать звуки и мелодии, что способствует общему интеллектуальному развитию.
2. Формирование ритмических навыков — обучение чувству ритма помогает развивать координацию движений и улучшает моторику.
3. Эмоциональное равновесие — музыка способствует снижению уровня стресса и тревожности, создает благоприятную атмосферу для самовыражения.
4. Социальная адаптация — через коллективные музыкальные занятия дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивая социальные и коммуникативные навыки.
5. Коррекция речи — использование музыкальных игр и песен помогает улучшить артикуляцию и развить фонематический слух.
Методы и приемы музыкальной коррекции:
1.Пассивная музыкотерапия.
Пассивное прослушивание музыки представляет собой один из базовых методов коррекционной работы. Подбор композиций зависит от индивидуальных особенностей ребенка и целей терапии. Например, классическая музыка (Чайковский, Моцарт), обладающая спокойным ритмом и гармонией, может использоваться для расслабления и снижения напряжения. Энергичные композиции способствуют повышению активности и улучшению настроения.
2. Активная музыкотерапия.
Активные формы музыкальной терапии включают участие ребенка в процессе создания музыки. Это может быть игра на простых инструментах (барабаны, колокольчики, маракасы), пение, танцы и двигательные упражнения под музыку. Такие виды деятельности стимулируют творческое мышление, улучшают координацию и развивают чувство ритма.
3. Игровые методики.
Использование игровых элементов делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Примеры таких методик:
- Музыкальные игры — игры с хлопками, притоптываниями, прыжками под определенную мелодию, помогают развивать внимание и память.
- Ритмические движения — выполнение определенных действий в такт музыке развивает чувство ритма и координации.
- Песенки-потешки — короткие стихи или песни, сопровождающиеся движениями рук и ног, способствуют развитию мелкой моторики и речи.
4. Коррекционные вокально-хоровые занятия.
Хоровое пение оказывает благотворное влияние на дыхательную систему, улучшает дикцию и артикуляцию. Совместное исполнение песен развивает чувство единства и сотрудничества, повышает самооценку ребенка.
5. Инструментальная практика.
Обучение игре на музыкальных инструментах стимулирует мелкую моторику, концентрацию внимания и память. Даже простое постукивание по барабану или игра на клавишах пианино могут принести ощутимую пользу детям с ОВЗ.
Технология музыкального воздействия является эффективным инструментом в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ. Практическое применение этой технологии способствует развитию различных навыков и улучшению качества жизни детей. Научные исследования подтверждают ее эффективность, что делает музыкальную терапию важным элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. – М.; Л. : Гос. Изд-во, 1928. 327с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003. 656с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. 1134с.
4. Гегель Г.В. Эстетика : в 4 т. М., 1971. Т. З. 624с.
5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию : материалы для психол. – пед. Изучения детей дошкол. учреждений и нач. кл. М.; 1998. 144с.
6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми : материалы для самост. Работы студентов. М., 2014.130с.
7. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. 434с.
8. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., Педагогическое творчество. М., 1990. 144с.
9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества : кн. для педагогов дошкол. учреждений. М.,1995. 157с.
10. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002. 192с.
11. Медведева Е. А. Сопровождение становления личности ребенка с задержкой психического развития с помощью искусства : монография. М.,2002. 172с.
12. Насретдинов А.А. Физика и анатомия музыки. – 3-е изд., доп.- Москва: Бослен, 2024. 240с.
13. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий. СПб., Детство Пресс, 2015. 60с.
14. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2003. 192c.
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1983. 288с.
16. Фадеева С. А. Воспитание музыкой. Н. Новгород, 2005.180с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2025
Дата обновления: 17.06.2025
Дата публикации: 18.02.2025
Комментарии0
Новый комментарий