Развитие речи ребенка до 3 лет.

09.10.2023

До 8 недель у ребенка сохраняются рефлекторные крики. Малыш кричит, когда хочет есть, ощущает боль, т.е. испытывает состояние дискомфорта.

 

2  месяца. Ребенок отвечает улыбкой на ваше обращение, ищет источник звука, поворачивает голову в его сторону.

 

3  месяца. В три месяца младенец уже ищет вас взглядом. Он нуждается в общении с вами. Не забывайте об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите его, купаете или одеваете на прогулку. В 3 месяца уже пропадают примитивные звуки и появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания агу, уги, ага и т.д. К концу третьего месяца у малыша появляется первых смех, что является одним из показателей нормального нервно- психического развития.

 

4   месяца. В четыре месяца кроха продолжает певуче гулить, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук. Он сучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. Это время активного использования звучащих игрушек: погремушек, колокольчиков, бубенчиков. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос, необходимо обратиться к отоларингологу и проверить слух ребенка. К этому же специалисту следует записаться, если малыш перестает гулить, но не начинает лепетать.

 

5   месяцев. К концу периода гуления, т.е. к концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на звуки Г, К, Х, потом начинают появляться звуки похожие на П, М, Т, Б, Н. Затем появляются звуки, похожие на В, Ф, С, З. кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета.

 

6  месяцев. В 6 месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок впервые сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов «па» и «ма».

 

7  - 8 месяцев. К 7 месяцам ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма!» если он не хочет есть, он отворачивается и опять кричит:»Бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения. В лепете семи-, восьмимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. Больше пойте малышу и рассказывайте потешки.

 

9   месяцев. В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый модулированный лепет, или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. В этот период он с удовольствием играет с вами в «Ладушки» и «Сорока кашу ваила».

Не случайно наши прапрапредки играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.


10  месяцев. С 10 месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослыми отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Разговаривая с любимым чадом, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно. Старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной и напевной.

 

11  месяцев. В 11 месяцев у ребенка появляются слова не, да с соответствующими жестами.

 

12   месяцев. К этому времени вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. При нормальном развитии присутствует 10-15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, тетя, дай, на и т.п.Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му, га-га, пи-пи. Он начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показываете ребенку яркие картинки с изображением животных, читаете ему двустишия:

 

«Мяу!Мяу!» - рыжий кот.  «Гав!Гав!Гав!» - лохматый пес. Он у бабушки живет. Хвост кольцом и черный нос.

 

14 месяцев. В 14 месяцев у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит «но- но», а показывая на машину говорит «би-би».Хочу такой сайт

 

1,5 года. В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50-60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать»), «Гуять!» («Гулять!») Ребенок этого возраста многие звуки в совах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки цветочки, бибиська воробьишка, ибуяська – Чебурашка. После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом – трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений.

 

2  года. В норме к 2-м годам у ребенка уже более 200 слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить.Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.)

Многие исследователи называют этот возраст «периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. В это время малыш начинает употреблять и другие части речи: личные местоимения (я, она, он), наречия (вон, где, хорошо), прилагательные (красный, большой, хороший). Появляются простые предлоги.

 

2,5 года. Уже в два с половиной года ребенок, речь которого развивается нормально, использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок.), задает вопросы со словами где?, когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)

 

3   года. К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции. (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать


физиологической нормой. В речи еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков С, З, Сь, Зь; шипящих Ш, Ж, Щ; аффрикат Ц, Ч и сонорных звуков Р, Рь, Л, Ль.

 

Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: неврологу, логопеду, настаивайте на проведении углубленного обследования.

 

По материалам Нищевой Н.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.10.2023

Дата обновления: 09.10.2023

Дата публикации: 09.10.2023

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».