«Сказка, как средство развития словаря детей дошкольного возраста»

02.05.2020

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитии и обогащении речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки открывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

         Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.). После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

         Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы - они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.

         Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.

        Иногда полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

         Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

         Эффективным приемом в беседах по сказке являются ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, например зайца и тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).

         Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.

Игры со сказками
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

Отгадай название сказки
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Мальчик…
Гадалка… Дюй…
Царевна… Золотой…
Гуси… Конек…

Крошечка… Мороз…
Аленький… Красный…
Доктор… Цветик…

Заюшкина… Бременские…

Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относятся к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака петух(сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна(сказка «По –щучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Сказочная чепуха

Например: для сказки «Репка» примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:

Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Что тебе…»
Внучка – «Прикольно».
Жучка – «Сейчас сплю».
Кошка – «Бубльгум».
Мышка – «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая- пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет-потянет – вытянуть не могут.
Позвала бабка (…) внучку (…) . Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут- потянут – вытащить не могут.
Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку, дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка (…) кошку (…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…)- тянут – потянут – вытянуть не могут. И т.д.


Составитель: Учитель-логопед

Абдрахманова Наталья Александровна

 Хочу такой сайт

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.05.2020

Дата обновления: 02.05.2020

Дата публикации: 02.05.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».