Инклюзивное образование одаренных детей
22.09.2022
Дети
вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья.
Дж.Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что
приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети –
инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с
физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане.
Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди « дважды
особенных детей» это:
дети
- аутисты;
дети
с симптомом Аспергера;
дети
с признаками гипрелексии;
дети
с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении;
дети
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
дети
неспособные к чтению;
дети
с синдромом диспраксии.
Очень
часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же
необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность
ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими
успехами ребенка, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно
идентифицировать таковыми. Дж.Витмор отмечает факторы, препятствующие
определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. У одаренных
дошкольников с проблемами в обучении - низкая продуктивность в школе (они не
умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой
- отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций –
часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а
педагог считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального
характера - неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость,
нежелание общаться).
Исследования
группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных
особенных черт, которые могут позволить педагогам раскрыть одаренность ребенка.
Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими
возможностями представляет С.Виллард-Холд:
·
развитие у них компенсаторных навыков;
·
творчество в поиске альтернативных
способов общения и решения задач;
·
впечатляющий багаж знаний;
·
расширенные академические знания и
навыки;
·
отличная память;
·
исключительные навыки в решении
проблем;
·
быстрое понимание идеи;
·
стремление к долгосрочным целям;
·
большая зрелость по сравнению с
возрастом ровесников;
·
хорошее чувство юмора;
·
упорство, терпение;
·
мотивация в достижении цели;
·
любопытство, погруженность в себя;
·
самокритика и перфекционизм;
·
когнитивное развитие таких детей не
может быть основано на их
непосредственном опыте;
·
возможные трудности с абстрактным
мышлением;
·
возможны ограниченные достижения в
связи с темпами работы.
Дети
– аутисты
Дети, имеющие
некоторые формы болезни аутизмом – нервным расстройством, приводящим к
нарушению у ребенка в возрасте трех лет функций языка, коммуникации, социальных
навыков, характеризуют как детей - аутистов:
·
ребенок может повторять одно и тоже
движение снова и снова;
·
не смотрит на объект, на который ему
указывают;
·
избегает контакта с глазами другого
человека;
·
хочет быть один;
·
не любит, когда до него дотрагиваются
или обнимают; может обниматься, когда ему этого самому захочется;
·
кажется, что ребенок не слушает, что
ему говорят, но при этом он реагирует на другие звуки.
Дети с симптомами Аспергера
Дети с симптомами Аспергера, расстройством
аутического спектра, часто обладают высоким интеллектом и достигают больших
успехов в том, что им интересно, но имеют слаборазвитыми социальными
способностями. Хотя эта форма аутизма была признана лишь несколько лет назад и
не имеет длительных исследований, американский педагог С.Виннебренер, так
описывает одаренных детей с симптомом Аспергера:
·
интенсивно сосредоточены на одном
предмете;
·
имеют необычный взгляд, не любят
«контакта глаз»;
·
могут иметь феноменальную память;
·
не способны к сопереживанию;
·
у них отсутствует воображение;
·
имеют проблемы со сверстниками в связи
с отсутствием желания или способности с ними взаимодействовать.
Дети, обладающие признаками гиперлексии
Дети, обладающие признаками
гиперлексии, выделяются преждевременным навыком чтения. Так в возрасте трех лет
они умеют читать на уровне шестого класса. Исследователи подразделяют их на три
группы:
1.
дети, обладающие данным признаком, но
не имеющие проблем в поведении;
2.
дети рано начинающие читать, но
имеющие некоторые симптомы аутизма;
3.
дети, обладающие прекрасной
способностью к чтению, но не имеющие трудности в понимании разговорной речи;
имеющие проблемы с абстрактным мышлением.
Дети с социальными, эмоциональными и проблемами в
поведении
Среди талантливых и одаренных детей
часто встречаются дети с проблемами в поведении. Часто это действия детей, не
соответствующие их возрасту, нарушающие ожидания семьи и общественные нормы.
Причины такого поведения у детей широко варьируются – от простого неповиновения
до драк. Большинство таких детей к двум годам начинают проявлять агрессию, не
слушаются старших, лгут, портят вещи. Зачастую дети с проблемами в поведении
растут в неблагополучных семьях. Проблемы в поведении чаще встречаются у
мальчиков - дошкольников, чем у девочек. Лонгитюдные исследования показали, что
агрессивное поведение у детей так же стабильно, как и их коэффициент
умственного развития. Хотя антисоциальное поведение у большинства детей с
возрастом идет на убыль, часто агрессивные дети остаются такими же на
протяжении длительного времени. Долгосрочные исследования показали, что
агрессивное поведение у детей столь же стабильно, как и их коэффициент
умственного развития. Вот характеристика детей с проблемами в поведении:
·
ребенок часто выходит из себя;
·
постоянно ссорится с взрослыми;
·
отказывается уступать просьбам или
правилам взрослых;
·
обвиняет других в своих ошибках или
неправильном поведении;
·
становится раздражительным;
·
часто злится и негодует;
·
бывает злобным или мстительным.
Часто такие дети бывают агрессивными к людям и
животным:
·
совершают хулиганские поступки,
угрожает другим или устрашает их;
·
являются инициатором драк;
·
используют орудие, которое может
причинить серьезный физический вред другим (например: кирпич, камень);
·
проявляют физическую жестокость к
людям;
·
проявляет физическую жестокость к
животным;
·
может убежать из дома.
Следствием проблем в поведении детей и
их жестокого обращения с окружающими часто становится обстановка в семье:
антисоциальные семейные ценности, нехватка средств, жестокое обращение с
ребенком, ошибки в семейной воспитательной практике, слишком суровое воспитание,
отсутствие должного присмотра за ребенком, разногласия между родителями по
вопросам воспитания, отсутствие эмоциональной поддержки ребенка в семье.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Термин дефицит внимания (AD/HD) описывает детей,
у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы
невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Невнимательность ребенка
имеет следующие характерные признаки:
·
не может сосредоточиться на деталях
или совершает ошибки по невнимательности;
·
не может быть внимательным во время
работы или в игре;
·
не слушает то, что ему говорят;
·
не следует данным ему инструкциям или
не может закончить задание;
·
не может выполнить до конца
повседневные домашние обязанности;
·
избегает, не любит или неохотно
выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий;
·
часто теряет вещи (игрушки, школьные
принадлежности, карандаши, книги или инструменты);
·
часто отвлекается на внешние
раздражители;
·
забывчив в повседневной жизни.
Гиперактивность ребенка, в том числе и одаренного,
проявляется в следующем:
·
часто ерзает или двигает руками и
ногами, когда сидит;
·
часто встает с места в других
ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение;
·
часто бежит куда-то или залезает
куда-нибудь;
·
не может играть с другими детьми или
проводить в одиночестве;
·
совершает свои действия «на ходу» или
«как заведенный»;
·
слишком много говорит.
Импульсивность ребенка может иметь следующие
проявления:
·
ребенок начинает отвечать, не дослушав
вопроса;
·
не может дождаться очереди;
·
часто прерывает других или мешает им
(например, вмешивается в разговоры или игры).
Многие гиперактивные дети имеют
речевые расстройства: они говорливы, громко говорят, не умеют слушать, путано
излагают свои мысли, перескакивают с одной мысли на другую, поэтому их трудно
понять.
Дети неспособные к чтению
В принято считать, что дислексия
(частичное специфическое нарушение процесса чтения) подразумевает нарушения не
только в чтении, но и в письме (дисграфия - нарушения процесса письма).
Дислексия и дисграфия не являются психическими заболеваниями, это
нейробиологическая особенность ребенка: неспособность быстро и правильно
распознавать слова и осваивать навыки правописания. Дислексией страдал Ганс
Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и другие исторические
личности.
Дети с синдромом диспраксии
Причиной возникновения у ребенка
данного синдрома является минимальная мозговая дисфункция мозга вследствие
тяжелого течения беременности и родов. Дети с таким синдромом имеют проблемы с
координацией движения. Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание
пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и
неразборчивым почерком. Дж.Витмор и С.Маркер указывают следующие особенности
одаренных детей с нарушениями зрения:
·
мотивация в достижении цели;
·
большая настойчивость в достижении
цели;
·
способность к концентрации;
·
быстрый темп обучения;
·
хорошая память;
·
общительность и большой словарный
запас;
·
навыки в решении проблем;
·
творчество или мысли в некоторых
академических областях у них могут прогрессировать медленнее, чем зрячих детей;
·
легкость в изучении Брайля;
·
иногда более медленное когнитивное
развитие, чем у зрячих детей.
Одаренные дети, имеющие нарушения слуха
Исследователи С.Клин и Д.Швордц дают
следующую характеристику одаренных детей с нарушениями слуха:
·
развитие речи, навыков чтения без
инструкции со стороны взрослых;
·
способность чтения в раннем возрасте;
·
отличная память;
·
возможность работать в обычном
школьном коллективе;
·
быстрое понимание идеи;
·
способность к рассуждениям;
·
превосходная успеваемость в школе;
·
широкий круг интересов;
·
нетрадиционные способы получения
информации;
·
использование навыков решения проблем
в повседневной жизни;
·
самостоятельность;
·
хорошее чувство юмора;
·
интуиция;
·
изобретательность в решении проблем;
·
символические языковые способности
(различные системы символов).
Инклюзивный подход
- предполагает принятие всех детей, независимо от их физических,
интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей:
детей-инвалидов, детей из языковых, этнических и культурных меньшинств,
одаренных детей с ограниченными возможностями. - предполагает при планировании
своих образовательных программ ДОУ учитывать индивидуальные потребности ребенка
его способностей.
- подразумевает, что дети будут учиться друг у друга,
у окружающих их взрослых.
Принцип инклюзивного обучения,
частично основан на теории Л.С.Выгодского о «зоне ближайшего развития», когда
проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более
способными сверстниками. Именно при таком подходе к обучению и может быть
распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать
значимыми членами образовательного процесса в ДОУ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2023
Дата обновления: 21.08.2023
Дата публикации: 22.09.2022