Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка
22.09.2023
Актуальным
является решение задач развития одарённости детей в дошкольном образовательном
учреждении через организацию художественной деятельности, которая в настоящее
время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её
творческих способностей, инициативности, самостоятельности, формирования
жизненных установок и ценностей.
И.А.
Лыкова, автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей
2–7 лет, считает, что художественное образование детей дошкольного возраста
должно быть направлено на формирование эстетического отношения к
действительности, на развитие художественно-творческих способностей, на
ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами
художественно-образной выразительности.
Формировании
образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий
потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой
одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование.
Художественная
деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам
выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие
творческой одарённости ребёнка посредством искусства.
Эстетическая
деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная
активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной
картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью –
гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование Я - концепции творца.
Многогранным
и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство:
изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее
приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в
детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает
жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
Следовательно,
содержательное основание эстетического
воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий,
направленных на восприятие, познание и создание художественного образа
(эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник
в своём художественном развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа
адекватными выразительными средствами. Движение от простого
образа-представления к художественному обобщению, от восприятия цельного образа
как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется
под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
При создании условий для свободного выбора и занятий различными видами
художественной деятельности у детей воспитывается художественный вкус, чувство
гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я - концепция, в
основе которой лежит творчество как ценность. Интеграция различных видов
изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе
принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и
обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает
оптимальные условия для развития творческой одарённости детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными возможностями.
Особенности
внутреннего мира ребёнка, дошкольника, такими как:
–
повышенная эмоциональная отзывчивость;
– синкретичность мировосприятия;
– глубина
художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной;
– искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность, воспринимаемых
и создаваемых образов; –
стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Развитие творческой одарённости у
дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей
творческой деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном
сопереживании.
Основу
эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три
кита» – эмоциональность, интерес, активность. И.А. Лыкова считает, что при
умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие
дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами
передают в них своё отношение к окружающему миру. В свете задач, стоящих перед
муниципальной системой образования и направленных на поиск новых способов и
технологий, которые обеспечивают более высокое качество образовательных услуг,
в том числе технологий улучшения, качества образования посредством создания
новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей). Художественная деятельность
развивает творческую одарённость детей при определённых условиях:
1.
Создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития
детей. 2. Работа коллектива строится по типу
студийной, где в разных художественных группах реализуются принципы
сотрудничества, партнёрства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое
взаимодействие в процессе совместной деятельности.
Дети в художественные группы не
отбираются по способностям. Для педагогов интересна любая личность. Ребёнок
(при желании вместе с родителями) может входить в любую творческую группу, где
он занимается художественной деятельностью в соответствии со своими
возможностями и интересами. Дети разных групп могут объединяться. Как правило,
это происходит при подготовке и проведении спектаклей, праздников, концертов.
Это способствует расширению социальных контактов, развитию коммуникативности.
Успешность в овладении художественной деятельностью зависит от психологического
климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к
ребёнку, к результатам любой его деятельности является условием достижения
высоких результатов. Педагогическая стратегия руководства художественной
деятельностью вырабатывается на основе представлений о конкретном ребёнке и
критериях личностного развития ребёнка и детского коллектива. Это позволяет
сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка, обеспечить его
индивидуальную траекторию развития. Соблюдение всех вышеперечисленных условий
способствует эффективной деятельности
коллектива. Итак, на основе
деятельного подхода можно определить путь развития творческой одарённости у
детей в дошкольном учреждении: от организации творческой художественной
деятельности средствами различных видов искусства через включение
художественного опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к
формированию эстетического отношения к окружающему миру, к созданию творческого
продукта. В соответствии с этой стратегией основным методом художественного
воспитания выступает метод пробуждения самодеятельности детей, а основную
педагогическую ценность представляет не результат художественной деятельности
как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (А.В.
Бакушинский, Н.Н. Подьяков).
Художественная деятельность понимается
как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру и развитию
творческой одарённости.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2023
Дата обновления: 21.08.2023
Дата публикации: 22.09.2023