Познавательное развитие одаренного ребенка.
25.08.2022
Любознательность
– важнейшая отличительная черта ребенка. Ее становление возможно лишь благодаря
еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Эмоции -
индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления
любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций.
Умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, они
интересуются всем, подолгу рассматривают предметы, задают множество вопросов. При
воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к
знаниям - любознательность, а воля - в устойчивое психическое образование -
познавательную потребность.
Одаренным детям в большей степени, чем их
«нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию
окружающего мира. Одаренный ребенок дошкольного возраста не терпит ограничений
на свои исследования, и это свойство на всех возрастных этапах продолжает
оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного
развития, интеллектуального
превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности,
в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Сверхчувствительность
к проблемам - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности
там, где другим все представляется ясным и понятным. Дошкольники с высоким
интеллектуальным развитием часто задают вопросы, которые даже родителей и
воспитателей ставят в тупик. Такие дети способны и сами принимать оригинальные
решения проблем. Ситуативная активность
(познавательная самодеятельность).
Это понятие отмечено рядом психологов (Д.
Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному
углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой
деятельности»). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную
работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не
является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Познавательное
развитие одаренного ребенка включает следующие компоненты:
1. Высокий уровень
развития логического мышления. Повышенный интерес к дивергентным задачам.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не
один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству,
исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы
решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с
неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже
пугают.
2. Оригинальность
мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от
широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении
ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.
Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике
самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах
детской деятельности. 3. Гибкость мышления. Способность
быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные
связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим,
часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. 4. Легкость генерирования идей
(продуктивность мышления). Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора
из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с
одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой
творчества. Большое количество идей характерно для одаренного человека как
реакция на проблемную ситуацию. 5. Способность к прогнозированию.
Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям.
Известный психолог А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную
задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует)
искомое будущее решение. Для одаренного
ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это высокой
степенью погруженности в задачу; возможностью успешной настройки внимания даже
при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и
сравнительно долговременным заданиям.
Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста
обладает довольно «низким порогом отключения», что выражается в быстрой
утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости
внимания. Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане
одаренные дети: ребенок часто бывает, поглощен заинтересовавшим его занятием
настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим
делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких
дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие
исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности. 6. Отличная память. Одаренные
дошкольники помнят практически все уроки, которые проводит с ними
воспитательница, быстро запоминают прочитанное, имена героев. 7. Способность к оценке. Способность к
оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного,
творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях,
определяя этим его самостоятельность, не комфортность и многие другие,
интеллектуальные и личностные качества. Особенности
склонностей и интересов. Уже в детстве уровни познавательного развития
одаренности можно судить по интересам и склонностям ребенка. У одаренных детей
они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в
особом упорстве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать
сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2023
Дата обновления: 21.08.2023
Дата публикации: 25.08.2022