Социально-коммуникативное развитие одаренного ребенка
18.08.2022
Детский
сад - первый социально-коммуникативная ступень, в котором начинается
социально-личностное развитие ребенка. В группе детского сада ребенок начинает
познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и
детьми. Педагоги признают необходимость как можно более ранней идентификации
одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их
дарования. Одаренный ребенок нередко
отличается и особенной ранимостью. Ему
со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача
педагогов ДОУ – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить
взаимоотношения с окружающими.
Развитие
социальных - коммуникативных навыков у одаренных детей дошкольного возраста
весь процесс, связанный с обработкой языковых навыков, речевых умений, форм
специальных усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки:
- вербальные (умение
начать, поддерживать, завершить диалог, беседу, умение выслушать другого,
сформулировать и задать вопрос;
- участвовать в
коллективном обсуждение темы);
- невербальные (умения
вести разговор повернувшись лицом к собеседнику;
- умение использовать
при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Социальные навыки:
- умение выражать свои
чувства и эмоции;
- умение
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и с
незнакомыми);
- умение регулировать
свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Социализация
является важнейшим условием гармоничного развития одаренных детей. Через
коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций.
Необходимо сформировать у одаренных
детей позитивное общение, которое позволит в дальнейшем комфортно жить в
обществе людей; благодаря общению дети не только познаю других людей (взрослого
или сверстника), но и самих себя. Социально-коммуникативное развитие младших,
средних, старших подготовительные групп играет ведущую роль коммуникативные
способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать
состояния других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно
выстраивать свое поведение.
Социально-коммуникативная
компетентность подразумевает развитие умений:
- понимать эмоциональные
состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
- получать необходимую
информацию в общении;
- выслушать другого
человека, с уважением относится к его мнению, интересам;
- вести простой диалог
со взрослыми и сверстниками;
- отстаивать свое
мнение;
- соотносить свои
желания, стремления с интересами других людей;
- принимать участие в
коллективных делах (договориться, уступать и т.д.);
- уважительно относиться
к окружающим людям;
- принимать и оказывать
помощь;
- не ссорится, спокойно
реагировать в конфликтных ситуациях.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит
через игру, как ведущую деятельность. Общение является важнейшим элементом
любой игры. Вовремя игры происходит социальное, эмоциональное и психическое
становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и
участвовать воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты,
выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
В процессе
непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на
развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить
друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает
потребность в общении. В ситуации
общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются
желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему
его миру. Для налаживания диалогического общения используются
настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с
правилами.
Важно, чтобы одаренный ребенок был готов пополнить свои знания, опираясь на приобретенные в детском саду. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей реализоваться.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2023
Дата обновления: 21.08.2023
Дата публикации: 18.08.2022