Что такое одаренность???
04.08.2022
Одаренный ребенок
– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.
Одаренность
– это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных), результатов в той или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что
уровень, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат
сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной
среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, образовательной,
трудовой). В тоже время нельзя игнорировать и роль
психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе саморазвития
личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Виды одаренности:
-
лидерская (проявляется в социально-коммуникативном развитии);
-
интеллектуальная (проявляется в познавательном развитии ребенка);
-
сценическая, литературно-поэтическая (проявляется в речевом развитии);
-
музыкальная, хореографическая, изобразительная (проявляется в
художественно-эстетическом развитии).
-
спортивно-организационная (проявляется в физическом развитии).
Критерии выявления видов
одаренности:
1. Вид деятельности
и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности
одаренности:
- актуальная одаренность
- потенциальная одаренность
3. Форма
проявления:
- явная одаренность
- скрытная одаренность
4. Широта
проявления в различных видах деятельности:
- общая (умственная) одаренность
- специальная одаренность
5. Особенности
возрастного развития:
- ранняя одаренность (вундеркинды)
- поздняя одаренность.
Признаки одаренности
– это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной
деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его
действия. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного
ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный - характеризует отношение ребенка к той
или иной стороне действительности
Признаки выявления одаренных детей
1.
Комплексный характер оценивания разных поведения и деятельности ребенка, что
позволит использовать различные источники информации и охватить как можно
больше широкий спектр его способностей;
2.
Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением
данного ребенка в разных ситуациях);
3.
Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и его
интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия,
вовлечение в различные формы соответствующей
предметной деятельности и т.д.);
4.
Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать
определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка
психологические «преграды»;
5.
Подключение к оценке одаренного ребенка специалистов соответствующей предметно
области деятельности (музыкантов, художников и т.д.);
6.
Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному
уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в
частности, на основе организации определенной образовательной среды с
выстраиванием для индивидуальной траектории обучения)
7.
Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики имеющие
дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации.
Такие
как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и
родителей.
Виды одаренности
Виды
одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической
организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного
конкретного вида деятельности.
Виды одаренности |
Уровни
психической организации |
Виды деятельности |
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные
характеристики |
Стремление ребенка к получению
знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению |
Успешность в освоении программного
материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических
познавательных процессов |
|
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Проявление фантазии в творческих
художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии
с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность |
Умение понимать и воспроизводить
мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух |
|
Литературная одаренность |
Хорошая речевая фантазия, умение
составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов |
|
Артистическая одаренность |
Умение «вжиться» в роль, держаться
на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам,
двигательная и речевая память |
|
Конструкторская одаренность |
Развитое пространственное мышление,
любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных
конструкций, способность к изобретательству, рационализации |
|
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
Высокие спортивные показатели в
соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным
достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность |
Чувство ритма, музыкальный слух,
способность копировать движения, хорошая двигательная память |
|
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная
одаренность |
Умение понимать партнера по общению,
чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность |
Умение организовать сверстников на
какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение
добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть
оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов
одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для педагога - это
возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на
своеобразие одаренности конкретного ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2023
Дата обновления: 21.08.2023
Дата публикации: 04.08.2022