28.09.2023
Как
организовать занятия с ребенком дома
Современные дети
развиваются быстрыми темпами, образовательные учреждения предъявляют другие
требования, нежели 20-30 лет назад.
Это
не значит, что надо гнаться за всеми, это значит, что родителям стоит обращать
внимание на развитие своих детей. Многие родители сегодня задумываются о том,
как организовать занятия с ребенком дома.
Правильно
сформированная развивающая среда и развивающее общение помогают ребенку
гармонично постигать знания о мире, обретать навыки, умения. Создают крепкий
фундамент для дальнейшего развития.
Создавайте
гармоничную развивающую среду.
Гармоничная
среда развития включает три фундаментальных условия: движение, общение, игра.
Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и
двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие.
Когда
мама и папа принимают ребенка, допускают возможность ошибок и право на
уникальность — они проявляют самое важное качество для гармоничной среды —
терпение и доброжелательность. К любому ребенку можно и нужно искать подход. С
любым ребенком нужно общаться и проводить время. Бывают дети, с которыми трудно
заниматься и общаться — но это лишь повод задуматься, как помочь ему
адаптироваться.
Движение
одни из наиболее важных факторов гармоничной среды. Ребенок должен много двигаться
и окружающие предметы должны его побуждать к этому. Быть безопасными, но в то
же время доступными. Шкафы, которые могут упасть надо закреплять к стене,
предметы, которые могут повредить — лучше убрать подальше. С ребенком любого
возраста необходимо играть в подвижные игры и выходить на длительные пешеходные
прогулки. Давать возможность лазать на детских площадках и создавать спортивные
уголки дома.
Еще
один фактор гармоничной среды — наполненность общением. Беседы с ребенком на
разные темы, заинтересованность в том, что происходит в его жизни, семейные
традиции и проведение совместного досуга. Все эти простые вещи могут помочь
избежать множества проблем и создают ресурс семьи на преодоление возникающих
трудностей.
Игра.
В любом виде и качестве. Чем больше игры в детском возрасте — тем более
здоровая и ресурсная личность будет развиваться. Обычно дети играют так, как
могут, но у взрослых есть много способов быть принятым в игру, и вместе с ним
создавать и проходить различные игровые задачи.
Родители и их
отношения с ребенком — главное условие для развития
Доказано,
что качество общения с родителями во многом определяет психологическое
развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим
проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том
числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу
значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.
Однако,
до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет
заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с
ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих
родителей.
Многолетний
опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе
родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности
занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным,
находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.
Для
заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома
необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать
занятия с детьми частью жизни семьи.
Организуйте
удобное пространство для занятий.
·
Детский
стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
·
Закрытый
шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими
играми.
·
Закрытый
шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки
(побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
·
Две-три
открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш
ребенок в течение дня.
- Ковер
или место для игр на полу.
- Полка
для выставки творческих работ (для детей после трех лет).
·
Под
рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага,
ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую
полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной
работы ребенка. Взрослея, ребенок научиться доставать творческие
материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
·
Одна
из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки,
календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные
задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают
его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.
Достижения
своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно
важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их
особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и
неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.
Среда должна
мотивировать и организовывать внимание.
Среда
должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать
тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние
предметы.
В
раннем возрасте — это движение, активность по исследованию окружающего мира —
залезть, открывать шкафы, вытаскивание и заталкивание всего везде.
Закрытый шкаф с любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми
на день могут побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и
исследовательской деятельности.
В
более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами
для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается
тем же — нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов.
Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для
которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать.
Все остальное — отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим
ребенком). Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при
выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете
пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на
«новые». Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым
увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.
Одна
из трудностей, с которой встречаются родители, которые начинают заниматься дома
состоит в том, что ребенок не хочет заниматься, все выбрасывает, ни во что не
играет и быстро теряет интерес. О том, что можно делать в этих случаях можно
почитать здесь.
Ни что не
должно рассеивать внимание ребенка.
При
оборудовании пространства для занятий с ребенком важно еще одно универсальное
правило — место для занятий нужно очистить пространство от лишних
«отвлекаторов». Картинки, изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные
на столе игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь
убрать из поля зрения все то, что лишнее. Информационная загруженность
современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная стимуляция
лишь рассеивает внимание.
Оборудуя
пространство для занятий важно помнить, что каждый предмет должен работать на
комфорт и на то, чтобы максимально обеспечить удобство и доступность. Это на
первый взгляд очевидная и простая рекомендация — одна из самых ключевых.
Если
ребенок развивается с особенностями и родителям необходимо брать на себя задачу
организовать внимание и вовлекать в занятия, то среда должна этому
помогать. Когда все принадлежности, игры, творческие материалы под рукой –
родитель не отвлекается от занятий с ребенком. Ведь иногда само занятие длиться
всего 3-5 минут, и за это время надо что-то успеть сделать, удержать внимание
дошкольника, завлечь его и в игровой форме сделать с ребенком то или иное
задание.
В
случаях, когда ребенок может играть и познавать мир самостоятельно факторы
рассеивающие внимание также затрудняют этот процесс.
Научитесь
выделять 10-15 минут на подготовку каждый день
Для
того, чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно
продумывать, чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете
затрачивать каждый день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или
продумывая, что можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то
организовать занятие, когда появляется возможность, будет значительно проще. По
опыту, сначала процесс подготовки может занимать более длительное время, но чем
чаще вы будете заниматься с Вашим чадом, тем быстрее Вы будете готовиться к
занятию. Особенно важна эта рекомендация для тех родителей, у которых
несколько детей разного возраста. Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех
важно занять. Придумать (или заготовить) что-то, в чем участвовать будут все
дети.
Когда
Вы готовите занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в
отдельную коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе
бумаги. Кстати, не вбрасывайте свои конспекты, на которых Вы прописываете ход
занятия, лучше их складывать в папку или тетрадь, а дальше Вы обязательно
сможете использовать свои идеи.
Сохраняйте
в закладки полюбившиеся сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило
добавлять в свою «копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают
папки, куда в файлы складывают понравившиеся задания.
Учитывайте
особенности детей
Значение
имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание,
работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать,
что ребенок любит делать и что ему дается сложнее.
Когда
вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в
дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не
откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и
усваиваться в разы быстрее.
С
ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте:
«путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» —
сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в
занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя
для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут
викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –
приключения, настольные игры.
Если
ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться
самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам. При
этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать
ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься
с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь. Навыки занятий
с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.
Обязательно
завершайте задания.
Следующая
рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит
от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с
мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и
пять минут может быть трудно. При этом важно, чтобы задания оказывались
завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание,
которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя
занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности. Желательно приучать
к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие или тетрадка
вернуться на свое на место.
Когда
ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и
занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.
Другое
дело, когда особенности развития затрудняют совместную игру и занятия. В этих
случаях, чтобы задание было завершено родителям нужно научиться правильно
оказывать помощь ребенку во время выполнения заданий. В публикации «Как
помогать ребенку во время занятий дома» более подробно описаны этапы оказания
помощи.
Старайтесь
заниматься регулярно.
Следующая
важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются
так, что времени остается совсем мало – не беда. Приучите себя и вашего
дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания упражнений в день.
Когда будут появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени –
привычка проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой
день интересными заданиями и событиями.
Привычка
проводить регулярные занятия понемногу помогает родителям обрести опыт занятий
с ребенком. В случае необходимости приучите к пониманию того, что есть дела,
которые делать хочется, а есть те, которые делать надо. Очень помогает, когда
родители ведут свой дневник занятий, продумывая расписание. Это особенно важно,
если Вы наблюдаете особенности в развитии, которые мешают ребенку быть успешным
среди сверстников.
Поддерживайте
мотивацию ребенка
Познавательный
интерес у детей непосредственен. Если что-то интересно — ребенок с большим
удовольствием делает это. Если что-то трудно или не получается, то велика
вероятность того, что ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких
случаях бывает необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия.
Заниматься регулярно помогает календарь занятий, который родители могут вести
вместе с ребенком, отмечая свои успехи. Я всегда прошу родителей исключать из
мотивации деньги и игрушки, поскольку эта мотивация искажает развитие личности
ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Да и сами же родители попадают в
«ловушку» манипуляций ребенка. Но если каждая неделя заканчивается радостным
событием – то это поддерживает желание к занятиям всех заинтересованных членов
семьи. Кстати сказать, чаще всего родители говорят о том, что регулярные
занятия срываются именно тогда, когда сами родители перестают поддерживать
эту традицию. Это происходит потому, что когда ребенку трудно, то именно
родители выступают в качестве «вдохновителей» игр и совместных дел.
Планируйте
занятия
Занятия
желательно планировать с учетом потребностей и особенностей.
Как
правило, в занятия дома желательно включать элементы сенсомоторной,
пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей,
головы, стоп, развивающие игры, игры на развитие речи, подвижные и ролевые
игры, выполнение творческих и графических работ.
Планируя
занятия, учитывайте принцип чередования заданий – сосредоточенная работа
обязательно должна чередоваться с двигательными играми. О том, как можно
планировать занятия дома есть отдельная публикация на нашем сайте.
Одна
из частных сложностей, с которыми сталкиваются родители – это нехватка времени.
«Так много надо успевать, я устаю и ребенок тоже». Именно поэтому, если занятия
необходимы, то лучше всего сразу продумывать игры и задания, которые Вы можете
выполнять «между делом». Ведь чем лучше Вы организуете развивающую среду,
тем легче будет «проводить занятие».
Планировать
время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и
достаточно хорошем самочувствии. Если большую часть времени ребенок
капризничает и чувствует себя плохо – заниматься надо максимально легкими,
доступными и приятными заданиями и играми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.05.2020
Дата обновления: 15.10.2023
Дата публикации: 28.09.2023