Развивающие занятия для детей 2-6 лет на логику, память, внимание дома

26.09.2023

Особенности занятий с детьми 2-3 лет


Занятия с детьми младшего дошкольного возраста необходимы для динамичного развития их познавательной деятельности. Знания, заложенные на этом этапе, послужат базой для развития умений и навыков в дальнейшем. От них ребенок отталкивается, когда знакомится с новым предметом, или явлением.

Развивающие занятия для детей 2-3 лет предусматривают развитие мелкой моторики


Обучение малыша в этом возрасте подразумевает развитие: мелкой моторики; сенсорного восприятия; речевого аппарата; внимания
и запоминания; логического мышления – способность анализировать информацию, обобщать и систематизировать (на простейшем уровне); познавательных навыков – изучение свойств предметов и окружающего мира.


Главное правило – занятия проходят в игровой форме. Они должны быть простыми и непринужденными. Лучшее время для проведения – первые часы после дневного и ночного сна. Тогда ребенок наиболее открыт для получения новой информации.

Его нервная система еще не достаточно возбуждена, чтобы реагировать на посторонние раздражители, и малыш способен хорошо фокусировать внимание. Тем не менее, продолжительность занятий не должна превышать
20 мин. Далее необходимо сменить деятельность: посидели – побегали,
и наоборот.

В неделю можно проводить в среднем около 10 игр. Их число может варьировать с учетом индивидуальных особенностей ребенка.


Особенности занятий с детьми 3-4 лет


В этом возрасте детям все также тяжело сосредоточить свое внимание дольше, чем на 20 минут. Зачастую они теряют интерес к занятию намного быстрее, чем в более раннем возрасте.

Причина этого кроется в неправильном подходе к обучению ребенка.
Он не способен произвольно фокусировать внимание на объектах, которые
не вызывают у него интерес. Занятия, не подкрепленные занимательным рассказом, или сказкой едва ли окажутся продуктивными.

Только через игру ребенок продолжает изучать мир. Яркие образы способствуют быстрому запоминанию и закладке знаний в долговременную память. Именно эту особенность используют педагоги для развития важнейших навыков для данного возрастного периода – речи, памяти, логики.


Особенности занятий с детьми 5-6 лет


Старший дошкольный возраст – период активной подготовки ребенка к школьному обучению.


К тому времени нужно развить: интерес к учебе; умение концентрировать внимание избирательно; долговременную память.


Время обучения к 6 годам необходимо увеличить до 30-40 минут. Если ребенок упорно проявляет неусидчивость, принуждать к обучению не стоит. Это может негативно сказаться на успеваемости в школе. Занятия следует как можно чаще проводить за столом, организовав рабочее место так, чтобы ничто не отвлекало внимания ребенка.

Развивающие занятия для детей 6 лет рекомендуется проводить регулярно. Утро – лучшее время для решения математических задач и заданий на логику и внимание. Вечером целесообразнее проводить творческие занятия, чтение и другие спокойные виды деятельности.

 

Развитие логики и мышления


Уже с 2 лет ребенок способен решать простейшие логические задачи. Развитие этого навыка поможет облегчить усвоение любого учебного материала в дальнейшем.

Для детей 2-3 лет


Данные занятия научат малыша обобщению, выделению составляющего и систематизации на базовом уровне.

Собери картинку


Ребенку предлагают соединить части изображения в единое целое. Для этого можно купить уже готовый развивающий набор или сделать его самостоятельно. Подойдет любая яркая открытка, вырезка из журнала/газеты или рисунок, сделанный взрослым.

Картинку разрезают на 2-3 части и малыш пробует сложить кусочки воедино. Задачу постепенно усложняют, увеличивая количество составных частей. Для этой цели отлично подойдут пазлы и кубики, составляющиеся в единую картинку.


Найди тень


Для этого упражнения понадобятся предметы различной формы. Лучше, если это будут простейшие геометрические фигуры. Взрослый обводит каждый из них на листке бумаги, а затем предлагает малышу найти предметам соответствующий силуэт. Аналогичный принцип игры имеют специальные сортеры: к отверстиям различной формы необходимо подобрать соответствующие фигурки.


Ассоциации


Ребенку предлагают найти пару к предмету или изображению. Например, «шарф-шапка», «солнце-тучка», «стол-стул». Это могут быть специальные карточки, игрушки, или предметы обихода.

Далее, задание усложняют – предложенные предметы ребенку нужно будет рассортировать по общему признаку, например, «ложка, тарелка, чашка — посуда», «заяц, волк, лиса — животные».


Для детей 3-4 лет


В этом возрасте ребенок уже способен вычленять отдельные характеристики предметов и на основании этого объединять их в группы.


Найди отличие


Ребенку показывают два одинаковых, на первый взгляд, изображения
и просят найти отличия. Такие задания можно распечатать самостоятельно, взяв примеры из интернета, или приобрести специальный сборник.


Кто лишний


Для этого понадобится 3-4 предмета, которые подходят под общее определение, и один – отличающийся от них. Например, ложка, вилка, тарелка, карандаш.

 

Последний – в данном случае лишний, поскольку не относится
к кухонным приборам. Предложить ребенку найти лишний предмет, помогая подсказками, если он затрудняется с ответом.


Кто чей друг


Данная игра учит обобщать предметы, согласно их качествам. Понадобятся карточки с изображением снеговика, сосульки, мороженного
и других образов, ассоциирующихся с холодом; утюга, костра, солнца и всего, что ассоциируется с теплом. Предложить ребенку разделить картинки
по группам.


Для детей 5-6 лет


Развивающие занятия на логику для детей 5-6 лет вызывают живой интерес и воспринимаются как развлечение.

Если ребенок с легкостью справляется с задачей, целесообразно ее постепенно усложнять.


Верю не верю


Взрослый говорит определенную фразу – утверждение, а ребенок должен решить, правдиво оно, или нет, например:


  • «Снег выпадает только зимой». («Нет. Он бывает весной и осенью»).
  • «Мороженное можно выпить». («Да. Если оно растает»).
  • "Все деревья сбрасывают на зиму листву». («Нет. Ель и сосна 

не сбрасывают»).

  • «Все птицы летают». («Курица, страус не летают»).

Утверждения должны быть неоднозначными, чтобы ребенок смог поразмышлять, опираясь на полученные ранее знания.


Назвать одним словом


Взрослый произносит слова, обладающие общим признаком.

Ребенка просят дать им общее понятие, например:


  • «мама, папа, дедушка, бабушка» (семья);
  • «кот, попугай, лев, мышь» (животные);
  • «автомобиль, трамвай, автобус» (транспорт).
  

Упражнения на память


Ребенок без труда запоминает объект, вызвавший у него яркий образ. Именно эту особенность психоэмоционального развития рекомендуют использовать педагоги для успешного обучения малыша.


Для детей 2-3 лет


Данные упражнения развивают как слуховую, так и зрительную память. Они не требуют предварительной подготовки и могут занять малыша надолго.


Закончи строчку


Чтение уже знакомых стихов и сказок можно превратить в увлекательную игру. Взрослый проговаривает строку не до конца, а делает паузу, давая возможность малышу самостоятельно вспомнить окончание.

Если ребенок вовлекается в игру неохотно, можно прибегнуть к хитрости – вместо нужного слова произнести неверное, например, «наша Таня громко плачет, уронила в речку тазик». Если ребенок помнит стих,
то наверняка исправит оплошность взрослого. 


Важно читать с интонацией, эмоционально передавая смысл прочитанного — яркие образы легче запоминаются.


Это упражнение задействует не только память, но и логическое мышление. В дальнейшем во время чтения ребенок может с удовольствием сам, без подсказки, проговаривать запомнившиеся ему слова и строки.


Найди игрушку


Перед малышом раскладывают игрушки. Для первого раза достаточно трех. Это могут быть животные, куклы, машинки и другие предметы, которые малыш уже может назвать. Игру сопровождают небольшим рассказом, например, «к Сашеньке в гости пришли зайчик, мишка и собачка. А сейчас они хотят поиграть».


Найди тень — еще одна интересная развивающая внимательность и память игра Хочу такой сайт


Попросить ребенка закрыть глаза, или отвернуться. Одну из игрушек прячут, а затем предлагают малышу ее найти. Задачу постепенно усложняют, если ребенок успешно справляется с предыдущей.


Где чей дом


Взять несколько игрушек и равных им по количеству коробок. Предложить ребенку расселить в каждую из них по игрушке. Важно, чтобы коробки отличались по цвету, размеру, или рисунку.

Обсудить с малышом — кто и в каком «домике» проживает, затем вынуть из коробок игрушки, проговаривая: «Стоит хорошая погода и друзья решили прогуляться. Но вдруг пошел дождь. Теперь нужно вернуться и взят зонт. Сашенька, давай поможет каждому найти свой домик!». Если ребенку без проблем удается найти игрушке соответствующую коробку, можно постепенно увеличивать их количество.


Для детей 3-4 лет


Развивающие занятия для детей 3-4 лет проводят в подвижной, затейливой форме, поскольку в этом возрасте у них преобладает двигательная и наглядно-образная память.


Подарки от Деда Мороза


В этой игре ребенок сможет примерить на себя образ доброго волшебника. Для этого понадобится мешок, или непрозрачный пакет,
в который малыш вместе со взрослым сложит 5-10 подарков. Это могут быть как игрушки, так и предметы обихода. При этом обязательно проговаривать, для кого из знакомых, или членов семьи подойдет подарок.

Затем, не глядя в мешок, малышу предлагают перечислить находящиеся там предметы, проговаривая:


  • (взрослый) Есть подарок для папы?
  • (ребенок) Да.
  • (взрослый) Это кукла?
  • (ребенок) Нет! Это самолет.

А ну-ка, повтори!


Занятие рекомендуется проводить под веселую ритмичную музыку. Взрослый становится напротив ребенка и демонстрирует движение, предлагая ребенку повторить

Это могут быть прыжки, хлопанье в ладоши, приседания – любые действия, которые он сможет повторить. Начиная с медленного темпа, можно постепенно ускорится. Это однозначно вызовет бурю положительных эмоций у малыша.


Собери сам


Используя ватные палочки, или карандаши, взрослый выкладывает перед малышом какую-нибудь несложную фигуру – квадрат, домик, человечка. Затем разбирает ее и предлагает ребенку повторить.


Для детей 5-6 лет


Занятия в этом возрасте должны способствовать развитию кратковременной памяти, которая важна для запоминания школьного материала.


Угадай предмет


Ребенку завязывают глаза и дают по очереди в руки предметы. Задача состоит в том, чтобы угадать предмет наощупь. После этого предложить ребенку вспомнить название всех предметов, которые он угадывал по порядку.


Подбери пару


Взрослый произносит попарно слова, которые как-то связаны между собой, например:


  • «кошка-мышка»;
  • «листок-дерево»;
  • «лук-картошка».

Таких пар может быть от 7 до 10. Пары слов нужно проговаривать с интонацией, зачитывая по кругу несколько раз. Затем проговаривают первое слово из пары, а ребенку предлагают вспомнить второе.


Я все знаю


Ребенку предлагают в течение 1 минуты назвать 5-10 предметов по заданному признаку: цвету, форме и другому общему понятию.


Веселые уроки для внимания


Учат ребенка произвольно обращать внимание на важный объект. Занятия помогают выработать быстроту реакции и восприятие окружающей среды всеми сенсорными системами.


Для детей 2-3 лет


Развивающие занятия для детей 2-3 лет научат ребенка концентрировать внимание, что облегчит процесс обучения и запоминания в дальнейшем.


Найти похожее


Попросить ребенка отыскать в комнате предметы определенного цвета, текстуры, или формы. Если задача оказалась сложной, можно разложить игрушки на полу и предложить малышу собрать все зеленые, или красные игрушки в корзинку.

Еще один вариант – вырезать из цветной бумаги разноцветные чашечки и блюдца к ним, аналогичные по цвету. Предложить ребенку подобрать к чашечкам соответствующие блюдца.


Добыча


Эту игру лучше проводить среди нескольких детей, но можно и с участием взрослого. На стол кладется «добыча» — это может быть игрушка, или что-нибудь вкусненькое. Детям предлагают встать
на небольшом расстоянии от предмета, а взрослый в это время зачитывает небольшой стих. В нем содержится условный сигнал – конкретное слово, после которого дети должны быстро схватить «добычу», опередив соперника.


Для детей 3-4 лет


Внимание детей в этом возрасте становится более осознанным.
Он способен целенаправленно изучать предметы и учится концентрировать внимание.


Попробуй найди


Для урока хорошо подойдут книжки с иллюстрациями. В перерывах между чтением, ребенка просят найти тот, или иной предмет на картинке.

Лучше, если это будет неброский объект, находящийся вне центральной композиции. Например, деталь одежды, интерьера или пейзажа.


Что за звук


Задача взрослого – воспроизвести звук при помощи различных инструментов и подручных средств. Это может быть барабан, ложки, свисток, шелест бумаги. Предложить ребенку, не глядя, угадать, с помощью чего он сделан.


Что к чему


Перед ребенком раскладывают предметы различных групп. Это могут быть игрушки, одежда, украшения, пища (фрукты, овощи, крупы). Предложить малышу рассортировать их в отдельные коробки, или кульки. Обсудить с ним, почему он отнес предмет к той или иной группе.


Для детей 5-6 лет


В этом возрасте дети уже способны выделять частное и анализировать увиденное. Это умение необходимо развивать, чтобы процесс запоминания проходил легче.


Найди пару


Для этого понадобится специальный дидактический материал, приобретенный в магазине, или распечатанный из интернета.

Ребенку предлагают найти пару одинаковых предметов среди множества похожих, или соединить линиями предметы попарно, если они имеют идентичный рисунок.


Самый внимательный


Ребенку предлагают найти на картинке геометрические фигуры. Это могут быть замаскированные под крышу треугольники; шары, колеса – круги.


Найди отличие


Предложить ребенку нарисовать простой рисунок – домик, или машину. Затем попросить отвернуться и дорисовать какую-нибудь деталь. Дать малышу внимательно рассмотреть рисунок и угадать, что было дорисовано взрослым.


Окружающий мир


Развивающие занятия для детей 2-6 лет по изучению окружающей среды можно проводить каждый день, даже без отрыва от дел. Ребенку интересно буквально все, и он с радостью поддержит беседу, задавая все новые и новые вопросы.


Для детей 2-3 лет


В этом возрасте ребенок быстро впитывает информацию. Понимая природу окружающих предметов и явлений, малышу легче будет уловить принципы многих вещей, с которыми он столкнется позднее.


Знакомство с животными


Для этой цели отлично подойдет ферма, зоопарк и другие места, где ребенок сможет познакомиться вживую с представителями различной фауны.


Знакомство детей с животными лучше всего проводить вживую, например, в зоопарке.


Увиденное необходимо тут же обсудить с ребенком: «вот лиса, у нее рыжая шубка и пушистый хвост», «это корова, она говорит му-у-у», «курочка несет яйца и говорит ко-ко».


Времена года


Изучить с ребенком картинки, на которых ярко представлены времена года. Сравнить их. Рассказать о самых главных атрибутах каждого сезона. Например, зима – это снег, мороз, Новый год; лето – тепло, фрукты, море.
На последующих занятиях предложить ребенку рассмотреть картинку и определить, какое из времен года на ней изображено. Проанализировать совместно ответ.


Совместная прогулка


На прогулках обращать внимание малыша на окружающие предметы и явления. Например, дома – бывают одно- и многоэтажные, камни – твердые и тяжелые, лужи – появляются после дождя и высыхают на солнышке.

Переходя дорогу, рассказать об элементарных правилах дорожного движения. Так можно не только расширить кругозор малыша, но и превратить обычную прогулку в увлекательный поход.


Для детей 3-4 лет


В этом возрасте, знания о свойствах объектов окружающей среды приобретаются, в основном, опытным путем. Однако для грамотной систематизации знаний необходимы развивающие уроки.


Когда это происходит


Рассмотреть с ребенком картинки, отображающие распорядок дня. Проанализировав с ним увиденное, попросить назвать время суток, когда ребенок совершает то, или иное действие. Например, чистит зубы – утро; сидит на уроке, обедает – день; лежит в кроватке, за окном темно – ночь. Точно так же можно разобрать любые рисунки, ярко иллюстрирующие время суток.


Вопрос-ответ


Данный урок проходит в форме беседы, в ходе которой ребенок проявляет знания, полученные ранее, например:


  • Зимой идет белый, пушистый… (снег).
  • После дождя на дорогах появляются… (лужи).
  • Из крана течет… (вода). Вода жидкая, а лед… (твердый).
  • Когда вода замерзает, то превращается в … (лед).
  • Утром солнце встает, а вечером… (садится).
  • Весной птицы вьют… (гнезда).

Чей листок


Предложить ребенку картинки с изображением листьев уже известных ему деревьев. Попросить малыша назвать дерево, которому соответствует тот или иной лист. Аналогичную игру можно провести с изображениями цветов и фруктов.

Летом и осенью более тесному знакомству с флорой родного края послужит сбор гербария. Позже, просматривая собранный материал зимой, малышу легче будет вспоминать названия знакомых ему растений.


Для детей 5-6 лет


Изучение тех или иных явления и объектов лучше проводить в местах их непосредственного наблюдения, например:


  • животных – в цирке, зоопарке, хоздворах;
  • растения – в естественных местах произрастания, ботанических садах;
  • транспорт и дорожные знаки – во время прогулки;
  • правила поведения в обществе – на личном примере, при походах в гости, театр, магазин.

Детям в этом возрасте будет интересно самостоятельно вырастить растение, приготовить элементарное блюдо, или соорудить скворечник. Это будет полезным навыком для развития самостоятельной деятельности.

Любое развивающие занятие можно превратить в увлекательную игру, которую дети 2-6 лет с удовольствием поддержат. Для этого не обязательно приобретать специальные дидактические материалы. Достаточно проявить немного фантазии и смекалки.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.04.2020

Дата обновления: 15.10.2023

Дата публикации: 26.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».