Педагогу а заметку! НОД по развитию познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе «Сбережем пчелу — сохраним планету»

16.04.2020

Наталья Тарасова
НОД по развитию познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе «Сбережем пчелу — сохраним планету» (1 часть)

Цель: закрепление знаний детей о значении пчелы для человека и природы.

Задачи воспитания и развития детей:

- Продолжать развивать связную речь детей посредством описательного

рассказа с использованием иллюстраций, моделей.

-Закрепить знания детей о жизни пчел и природных взаимосвязях.

-Развивать умения обследовать, сравнивать и обобщать природные объекты по признакам, характеризовать исходя из существенных признаков.

-Упражнять в отсчитывании предметов, их условных изображений в пределах 10

- Закрепить приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги,

сложенной вдвое.

-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

- Продолжать знакомить детей с правилами безопасности жизнедеятельности.

Предварительная работа

-Чтение художественной литературы, пословиц, загадок.

-Разучивание стихотворений о пчеле.

-Изготовление таблицы- модели по теме «Насекомые».

-Организация выставки детского рисунка по теме «Пчелка - труженица».

-Участие в конкурсе поделок «Пчелка».

-Совместное изготовление дидактических игр по теме.

-Изготовление альбома «Что мы знаем о пчеле»

-Подготовка докладов на тему: «Строение пчелы», «О пользе пчел», «О правилах безопасного поведения с пчелами».

Материалы к занятию

-СД диск с записью песен о пчеле.

-Мешочек с игрушками – насекомыми, цветы большого размера - мак, роза.

-Таблица- модель «Насекомые».

-Иллюстрации регионов проживания пчел: лес, горы, поле, луг.

-Оборудование для физического развития: гимнастическая скамейка,

коррегирующие дорожки.

-Игрушка-поделка «Пчелка».

-Схема - модель «Что дает пчела»

-Раздаточный материал для математического развития: карточки - задания,

набор цифр, математических знаков.

-Раздаточный материал для аппликации «Цветок» (цветная и белая бумага, клей, ножницы, кисть).

-Картинки с изображением пчелы, сот и т. д.

Методические приемы

-Использование игровой обучающей ситуации: игра - путешествие.

-Беседа с детьми, использование художественного слова.

-Использование наглядного материала, моделей

-Использование фонограммы с записью песни «Пчелка».

-Использование гимнастического оборудования.

-Пальчиковая гимнастика.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» - обсуждения, беседы с детьми о взаимосвязи природных сообществ: «Пчела-цветок», «Пчела-человек».

Знакомство с познавательно-справочной литературой.

Ведение наблюдений на участке. Рассматривание иллюстраций и альбомов о пчеле.

«Социализация» - вовлечение детей в игры с готовым содержанием и правилами: «Куб-пчелка» на выявление полной информации о жизни пчел, их строении, пользе. Обогащение способов игрового сотрудничества.

«Коммуникация» - развитие связной речи детей посредством описательного рассказа с использованием моделей. Использование в процессе общения формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство. Напоминание детям о правильном и полном построении ответов на вопросы.

«Чтение художественной литературы» - выразительное чтение и пересказ детьми различных жанров литературных произведений (стихотворений, поговорок, загадок).

«Художественное творчество» - создание ситуации для самостоятельного применения детьми техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания, разнообразных способов приклеивания деталей на фон, освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией.

«Физическая культура» - выполнение упражнений детьми, в соответствии с указаниями: сохранять динамическое и статическое равновесие в сложных условиях.

«Музыка» - использование музыкального сопровождения для создания благоприятного настроения детей.

«Безопасность» - формирование знаний о правилах безопасного поведения с пчелами.

Непосредственно образовательная деятельность

1часть

Дети под звуки песни входят в зал.

В: -Ребята, послушайте, какая чудесная песенка звучит.

Кто-то приглашает нас в гости. Но кто же это? Никого не видно.

В: - Ой, посмотрите, какой-то красивый мешочек. Сейчас я посмотрю, что в нем лежит. (заглядываю в мешок).

В: -Ребята, я поняла это подсказки. Тот, кто нас приглашает в гости, хочет, чтобы мы сами догадались кто он. Вот первая подсказка…

В: - Обратите внимание на стол. Что вы видите?

Дети: цветы. Роза и мак.

В: - Правильно, ромашка - она, мак - он. Сейчас мы с вами по очереди будем вынимать предметы из мешочка и говорить «она» это или «он», и если этот предмет «она» мы будем садить его на розу, а если «он» то на мак.

(Дети по очереди достают предметы находящиеся в мешке. Называют их,

определяют «он» или «она»)

Дети: кузнечик - он, значит надо его посадить на мак, бабочка - она, значит надо посадить ее на розу и т. д.

В: - Ой, посмотрите, здесь еще какая-то загадка-подсказка…

(Достаю из мешка таблицу-модель, разворачиваю её. Дети рассматривают ее и составляют описательный рассказ).

Дети: это - не рыба, не птица и не животное. У нее нет хвоста и нет перьев. Она по размеру не большая, а маленькая. У нее на брюшке 6 лапок и 2 маленьких, прозрачных, тонких крылышка.

В: - Ребята, как вы думаете, о ком здесь идет речь?

Дети: мы думаем, что речь идет о насекомом.

В: -А вот и последняя подсказка – загадки

Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая

Дети: пчела

.

Зайдите к нам на огород:

Стоит под яблоней завод,

В нём - тысячи рабочих

Снуют с утра до ночи.

Гудит, работает завод

И нам даёт душистый мёд!

Дети: пасека

Есть на свете сладкий дом,

Садом пахнет в доме том.

А жильцы, жужжа от радости,

В домик свой приносят сладости,

Угощая нас потом.

Угадайте - что за дом?

Дети: улей

В: - Так кто же она?

Дети: насекомое – пчела.

В:- Кого мы рассаживали на цветы?

Дети: они тоже все насекомые

(Появляется пчелка - Майя)

Пчела Майя: -Молодцы, ребята, прочитали все мои подсказки, а стихотворениями меня порадуете?

Дети читают стихотворения о пчеле

С цветка на цветок,

Летает пчела.

Готовит медок,

Всегда весела.

С зари до зари,

В трудах и заботах,

Бездельницей слыть,

Ей совсем неохота.

Летом пчелкам целый день

Собирать нектар не лень.

Отнесут его потом.

В улей - свой чудесный дом.

Над цветком пчела жужжит

И нектар собрать спешит.

Весь нектар, что соберет,

Превращает пчелка в мед.

Аромат цветов струится

В ясный летний тёплый день.

Пчёлам в ульях не сидится,

Не знакома пчёлам лень.

От цветка к цветку летают,

Соты мёдом заполняют.

Деловитое жужжанье

раздаётся там и тут.Хочу такой сайт

От пчелиного старанья -

Мёд полезный от простуд.

Ты, конечно, молодец,

Пчелка золотая,

Собираешь сладкий мед,

По цветкам летая.

Но погладить не могу

Я тебя за это,

Потому что жалишь ты

Даже добрых деток!

Пчела Майя: - Молодцы. Ребята, я приглашаю вас в пчелиную страну. Согласны?

Ответы детей.

Пчела Майя: - Тогда поторопитесь, ведь солнышко ждать не будет. И не отставайте, ведь владения мои очень обширные.

2 часть Путешествие в пчелиную страну

Дети подходят к иллюстрации, на которой изображен лес.

В:- Где же мы находимся?

Дети: В лесу. Пчелы живут в лесах. Свои ульи они делают в дуплах

старых деревьев, на ветках в виде шаров. Нектар и пыльцу они собирают с цветов на лесных полянах, опушках, с деревьев и кустарников во время цветения.

Медом пчел лакомятся медведи.

В:- Какие цветы больше всего любит пчела в лесу?

Дети: Малины, земляники, иван-чая, цветы липы, боярышника.

В:- Ой, речка! Как мы ее преодолеем? А вот мостик.

(Дети идут по гимнастической скамейке, соблюдая правильную осанку)

Дети подходят к иллюстрации, на которой изображен луг.

В:- Где же мы очутились?

Дети: На лугу. Здесь очень много разных цветов. Солнечно и

Просторно. Это самое любимое место для пчел. Летом сутра до вечера

слышен пчелиный гул.

В:- А какие цветы растут на лугах?

Дети: Одуванчик, василек, ромашка, цветы клевера, чистотел,

подорожник, мать и мачеха. Мед с таких цветов называется цветочным. Он

очень душистый.

Пчела Майя: - Ребята, поспешим дальше.

(Дети идут по коррегирующей дорожке, соблюдая правильную осанку.)

Дети подходят к иллюстрации, на которой изображена горная местность.

В:- Куда же мы пришли?

Дети: В горы. Пчелы живут и в горах. Воздух здесь очень чистый,

вода прозрачная, нет заводов, загрязняющих атмосферу и почву, нет полей, где человек использует различные вредные для пчел вещества.

Горный мед считается самым полезным

В: - Какие горы вы знаете? (Кавказ, Алтай)

(Дети идут по коррегирующей дорожке, соблюдая правильную осанку)

Дети подходят к иллюстрации, на которой изображено поле.

В: - А сейчас, где мы находимся?

Дети: На поле. Пчелы селятся вблизи полей, засеянных человеком. Например, поле, засеяно гречихой. Мед с такого поля называют гречишным. Этот мед имеет свой запах и цвет, свои целебные свойства.

В: - Чем еще засевают поля? Ответы детей. (Клевером, кукурузой, подсолнечником.)

(Продолжение во 2-ой части)


НОД по развитию познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе «Сбережем пчелу — сохраним планету» (2 часть)

Пчела Майя: - Ну, вот мы и добрались до моей поляны, которую я называю пчелиной страной. Садитесь, ребята, ведь вы преодолели большой путь, узнали где можно встретить мой народец - в лесу, лугу, в горах, полях.

Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень (покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет, (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет. («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей (ритмичные взмахи руками)

И назад вернется пулей. (резко руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед, (топанье ногами)

Скоро ведь зима придет. (поеживание)

Будет пчелкам чем питаться. (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться. (имитация накладывания меда в соты)

Пчела Майя: А сейчас мои ученики расскажут вам подробно о нас - пчелках.

(Два ребенка рассказывают о пчелах)

Пчела-это насекомое. У нее есть голова, грудка, брюшко, на голове 2 больших глаза и 2 усика. У нее 6 лапок и 2 тонких прозрачных крылышка.

Пчелы бывают дикие. Они живут в лесу и строят свои ульи в виде шара на ветках деревьев.

А еще пчелы бывают домашние, они живут в деревянных домиках-ульях, которые для них строит человек.

Большое количество ульев установленных на лугу называется - пасека, а человек, который разводит и ухаживает за пчелами - пасечник.

Пчелы живут большой семьей. В поисках еды они перелетают с цветка на цветок и собирают цветочный нектар.

Собранный нектар пчелы приносят на своих лапках в улей и раскладывают

в соты.

Соты пчелы строят из воска, который вырабатывают сами, при взаимодействии нектара с воском, со временем образуется мед.

Мед - это очень целебный и вкусный продукт. Его используют для лечения простуды, пьют с ним чай или горячее молоко.

А еще очень полезен пчелиный яд. Хоть укус пчелы - это и больно и неприятно, но яд, попадая в кровь человека, обладает лечебным свойством. Яд используют в медицине, его добавляют в мази и натирания.

Мед также обладает омолаживающим свойством. Его используют при изготовлении косметики, добавляют в кремы, шампуни, маски для лица.

(Детям показывают рамку с сотами, предлагают посмотреть, понюхать, потрогать)

Пчела Майя: Молодцы, вы много рассказали о жизни пчел, а теперь давайте поиграем.

4часть

Игра «Для чего нужна пчела?»

Пчела Майя: - Ребята, выберите картинку с изображением предмета, который связан с деятельностью пчелы.

(Картинки с изображением плодов фруктовых деревьев, различных ягод, овощей, медицинских и парфюмерных средств с изображением на них пчелиных сот и т. д.)

(В результате дети получают модель, в центре которой находится пчела.)

Пчела Майя: Ребята, так для чего нужна пчела?

Дети: Пчелы опыляют цветы травянистых растений, кустарников, деревьев. Благодаря этой деятельности человек получает овощи, фрукты, ягоды. Если не будет опыления, то не будет плодов и семян, могут исчезнуть многие виды растений.

Продукты жизнедеятельности пчел очень широко используются человеком. Мед используется в кулинарии и медицине. Мед может быть сильнейшим аллергеном, употреблять его нужно осторожно.

Кроме меда пчелы производят и другие целебные препараты: прополис, воск, пергу, маточное молочко, обножку и пчелиный яд, которые применяются в медицине и парфюмерии.

В:- Какой можно сделать вывод?

Дети: Такая маленькая, а столько пользы приносит всему живому.

Пчела Майя: ребята, вы наверное знаете как нужно себя вести с моими братьями и сестрами?

Дети: пчелы не любят, когда их беспокоят, они начинают защищаться- жалить. Укус очень болезненный и для некоторых людей бывает очень опасным. А еще пчелы не любят резкие запахи. Если тебя ужалила пчела нужно обратиться за помощью к взрослым, чтобы удалить жало. Пчела не жалит, если ее не беспокоить.

5часть

Пчела Майя: - Ой, ребята, солнышко прячется, помогите моим рабочим пчелкам подсчитать принесенные порции нектара.

(Дети садятся. Выполняют математические примеры на сосчитывание и сравнение)

Пчела Майя: Я и моя семья благодарим вас за помощь.

В: - Ну, а сейчас пришло время прощаться с пчелкой.

(Звучит песенка «Пчелка»)

В: - Ребята, давайте подарим пчелке маленькие подарки - поделки

В: - Что больше всего любят пчелы?

Дети: Цветы и хорошую погоду.

В: - Так давайте сделаем цветочную композицию для наших новых друзей.

(Дети делают цветочную композицию и дарят Пчелке Майе)

 

Анализ

В: - Ребята, давайте вспомним, где мы побывали?

В: - Что мы узнали о жизни пчел?

В: - Какую пользу приносит для человека, природы?

В: - Почему нужно быть с пчелами осторожными?

В: - Что нужно делать, чтобы сберечь пчел на нашей планете?

Ответы детей

Будет пчела на цветке - будет и яблоко на столе.

Литература

1. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста. Тайны живой природы. - пер. А. М. Голова. -

М. : РОСМЭН,1998.-197с.

2. «Насекомые» Полная энциклопедия. - пер. М. Авдониной. - М. : ЭКСМО,2011.- 256с.

3. Энциклопедия. Животные. От амебы до шимпанзе. - М. : МАХАОН, 2010.-255с.

4. Энциклопедия для любознательных. Где, что, когда. - М. :МАХАОН, 2013.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.04.2020

Дата обновления: 16.04.2020

Дата публикации: 16.04.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».