Педагогу на заметку! Расскажи детям про космос!

06.04.2020

Как знакомить дошкольников с космосом

 

    Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

    Обширная тема для мотивационной сферы и исследовательской деятельности детей является тема «Космос». Она вызывает большой интерес и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, ведь вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах и их жителях. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизации. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающем.

    Получая первые представления о космосе, у детей возникает стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации.

      Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка, направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.  

    В апреле, в нашей группе проводился конкурс творческих семейных работ на тему «Мир космоса». Родители проявили большую фантазию и творчество в изготовлении поделок: макетов, модулей, ракет. Многие родители вместе с детьми нарисовали рисунки на космическую тему.

    Создавая предметную среду, я пришла к выводу, что в познавательный уголок необходимо внести что-то такое необыкновенное и привлекающее внимание дошкольников, чтобы у детей непременно возник живой интерес и заинтересованность темой космоса. Поэтому, для начала я поместила туда макет солнечной системы, которую изготовили родители Максима Густова. Увидев в уголке данное пособие, у ребят возник неподдельный интерес. «А что это?». «Это планеты?». «Это из космоса?» - засыпали меня вопросами дети. Я поняла, что детям это интересно, и можно приступать к изучению этой сложной, но необычайно интересной теме - теме космоса. По мере освоения тем, в познавательном уголке постепенно появились альбомы: «Вселенная. Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские энциклопедии «Астрономия для детей», плакаты «Солнечная система», «Созвездия». Здесь же удобно расположились новые и интересные дидактические игры: «Созвездия. Знаки зодиака», «Планеты солнечной системы», «Путешествие в космос», самодельные пазлы «Ракета». В совместной деятельности с детьми был изготовлен подвесной модуль с изображением 8 планет. Обращаясь к материалам уголка, дети обсуждали между собой уже полученные знания, спорили и доказывали друг другу правомерность той или иной их мысли.  Правильно оформленная предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка и должна быть содержательно – насыщенной, доступной.

   Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т.д. Поэтому при ознакомлении детей с космосом мы использовали познавательные сказки А. Балтина: «Звери в космосе», «Звёздное чаепитие», «В космосе»; Дж. Родари «Космический цыплёнок»; легенду о Млечном пути; сказку о Луне; Е. Левитана «Сказочная Вселенная»; «Рассказы о Гагарине» Ю.М.Нагибина; стихотворения и загадки о космосе, а также разнообразные видео - материалы о строении солнечной системы, о звёздах и созвездиях, о покорителях космического пространства, о жизни космонавтов на МКС. Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников к теме космоса явилась как внешняя привлекательность наглядного материала, так и использование игровых приемов, проблемных ситуаций в образовательном процессе. Каждое занятие по теме космоса я старалась сделать для детей интересным и незабываемым. Дети постоянно были то в роли исследователей космического пространства, то в роли космонавтов, то в роли космических спасателей. Полученные знания детей я закрепляла с помощью практической деятельности – на занятиях по художественному творчеству мы рисовали на тему «Звёздное небо», «Космический сон», лепили летающие тарелки, инопланетян, а на аппликации вырезали из бумаги ракеты. Дети творили с огромным удовольствием и наслаждением.

   Мои ребята очень любят экспериментировать. В совместной деятельности я организовывала опыты, помогающие понять причины темноты в космосе, узнать о том, почему светится звёздное небо, установить методом наглядного моделирования как происходит смена дня и ночи. Мы проводили опыт «Запуск ракеты». Опыты и эксперименты дают возможность дошкольникам найти ответы на сложные вопросы окружающего мира, делать выводы и добиваться результатов.Хочу такой сайт

   Работа над данной темой имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира.  В результате педагогической деятельности наряду с развитием познавательных способностей обогащается словарный запас, расширяются естественнонаучные представления о космосе, широко проявляются инициативность и творчество.

За научным обоснованием по данной теме вы можете обратиться в журнал "Молодой ученый", статья Чуверовой Людмилы Николаевны:

Чуверова, Л. Н. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом / Л. Н. Чуверова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7377/ (дата обращения: 11.04.2020)

Просмотров всего: , сегодня:

Чуверова, Л. Н. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 11.04.2020

Дата обновления: 11.04.2020

Дата публикации: 06.04.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».