02.10.2023
Будем в школе мы учиться обязательно на «5»!
Школьная жизнь сегодня немыслима без отметок. Как нужно к ним относиться? Зададим себе вопрос: что такое «отметка»?
Школьные отметки появились во времена царствования Николая Первого. Русский царь Николай I образцовым государством почитал Пруссию и от Бисмарка был без ума. Он и ввел в российских гимназиях в начале XIX века пятибалльную отметочную систему.
С крушением старой гимназической системы в двадцатые годы прошлого века отказались от такого принципа оценивания знаний.
Несмотря на то, что отметочная система считалась крайне несовершенной, советская школа тридцатых годов к ней вернулась – именно в силу ее подчеркнуто дисциплинарного характера. Ну, и простоты. И вот, за полтора столетия (с небольшим перерывом) к отметкам привыкли. Сделали их непременным атрибутом школьной жизни. Сколько ни призывали педагоги перестроечной эпохи к отказу от двоек и пятерок, к разработке более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов детей – все безуспешно: натолкнулись на стену непонимания — как со стороны чиновников, так и со стороны родителей. Это было обидно, но объяснимо: родители боялись потерять привычные ориентиры отслеживания учебы ребенка. А «1-2-3-4-5» — как сигналы светофора: «2» — беремся за кнут, иногда — в переносном, а случается — и в прямом смысле, «5» — дарим «пряник» в виде желанных покупок или удовольствий.
Оценка нетождественна отметке:
оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условно формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника. И только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь «объявлением» отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому, содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой часто остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку». Ситуация осложняется еще и тем, что родители также не разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами то они, как правило, понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве некоторой (своеобразной) обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются.
Без помощи взрослых ребенок в начальной школе не может еще верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в «школьного идола», о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит, — детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий — для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Но отметка — всего лишь формальный и чрезвычайно негибкий показатель. Тройка тройке рознь.
И пятерки разные бывают. Как учителю иной раз хочется поставить за работу не просто 3, а 3,9 или 4,5! Но такими тонкими оттенками арсенал пятибалльной системы не располагает. Поэтому разговоры об успехах в учебе не должны ограничиваться формальными результатами. Ведь важны и качество знаний, и затраченные на выполнение задания усилия, и интерес к тому или иному предмету.
Получение отметок связано для школьника с еще одной трудностью, которую родители должны очень хорошо осознавать, а, осознав, постараться предотвратить ее появление. Трудность эта состоит в том, что родители часто, вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения школьника, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учебе определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Перед школой, провожая детей в «новую жизнь», взрослые напутствуют их мудрыми, как им кажется, словами: учитесь хорошо! На одни пятерки. Для верности еще несколько раз переспрашивают:
- Как вы будете учиться, дети?
- Хорошо! – отвечают они радостно на выпускном празднике в детском саду. – На четыре и на пять!
- А двойке в своих тетрадках разрешите хозяйничать?
— Нет! — уверены дети.
— Вот молодцы! — Так держать!
И дети вслед за ведущим чистыми, звонкими голосами «клянутся»:
-« Лишь хорошие отметки
Обещаем получать!
- Обещаем мы учиться
На четыре и на пять!»
Все присутствующие в момент «клятвы» свято верят: сказанные слова в будущем послужат детям «спасительным амулетом». Хотя знают же, знают, что это далеко не так.
И навязанные детям невыполнимые обещания — самая настоящая «словесная диверсия» против их психического здоровья. Совсем не все будет им удаваться, по крайней мере, легко и просто. И в один прекрасный день двойка проберется - таки к ним в тетрадки. И совсем не по злому умыслу ребенка. Так зачем же заранее обрекать его на то, чтобы он чувствовал себя клятвопреступником?
Не стоит понапрасну тешить родительское самолюбие. В течение периода дошкольного детства родителей учили принимать своего ребенка, делать так, чтобы малыш воспринимал семью как психологический тыл. Теперь, в качестве школьника, он будет нуждаться в таком тыле не меньше, а больше, чем в период дошкольного детства.
При жестких установках родителей исключительно на хорошие отметки вместо спокойного отношения к поставленным учебным задачам, вместо желания добросовестно выполнять задания и узнавать что-то новое ребенок оказывается в состоянии нездоровой конкуренции, постоянно сравнивая свои успехи с успехами окружающих. И часто, что бы не навлечь на себя гнев родителей за неудовлетворительную отметку, просит учителя о повышении балла, лишь бы не выйти за рамки того пагубного образа, который внушен бабушкой или чрезмерно честолюбивой мамой.
Таких детей в школе не любят, считают их выскочками и подлизами. А ведь социальный статус ребенка, его отношения с одноклассниками не менее важны для его нормальной жизни, чем хорошие оценки!
Для того, чтобы быть отличником в начальных классах, кроме природной сообразительности, надо обладать еще рядом специфических качеств. Школа – это не только «храм знаний», но и дисциплинарный институт. Здесь, в первую очередь, надо сидеть и слушать. Слушаться. Старательной девочке с красивым почерком, которая ловит каждое слово учителя, понимает, что от нее ждут, и готовая с удовольствием выполнять все требования, гораздо легче стать отличницей в первом классе, чем заводному мальчишке, который ненавидит писать.
Его голова забита роботами, конструкторами и футболом. По сравнению с ними, правила русской орфографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Это вовсе не значит, что ребенок неуспешен и ничего из него не выйдет. Возможно, в старших классах, где на первый план выходит не старательность, а интеллектуальные возможности детей, ситуация изменится. Случается, что средний по формальным показателям ученик вдруг проявляет исключительный интерес к определенному предмету, демонстрирует глубокое понимание сложнейшей проблематики, по окончании школы поступает в престижный ВУЗ и становится ученым.
А может возникнуть ситуация, когда главные способности ребенка лежат в сфере, не контролируемой общеобразовательной школой: музыка, театр, изобразительная деятельность, инженерное моделирование, робототехника, спорт, т. д.
Тогда будущее школьника определится именно в этих сферах, сюда должны быть направлены основные силы в обучении. И тогда уж ему точно нет необходимости быть отличником. Неплохо, но не обязательно.
Подводя итоги, скажем: отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, для родителей они являются опознавательными знаками учебных успехов, но не приговором в последней инстанции относительно дальнейшей судьбы конкретного мальчика или конкретной девочки. Такой приговор своим детям выносят сами родители. Своим детям и своим отношениям с ними.
Иной родитель, наткнувшись на несколько двоек подряд в тетрадке по математике, торопится сделать вывод: «Мой ребенок гуманитарий, потому что математика ему не дается». Вряд ли это правильно выстроенная причинно - следственная связь. Пушкин стал Пушкиным не потому, что ему не давалась математика, а потому, что он писал стихи.
Самое важное - помочь маленькому школьнику реализоваться в том, что у него хорошо получается. И никогда не наказывайте его запретом посещать любимый кружок или секцию, если он получил двойку или тройку. Лучший способ попытаться перекрыть неприятные ощущения от не удовлетворяющих вас отметок — это сделать предметом своей заботы развитие ребенка, его интересы, его чтение. Помогать в учебе тоже нужно, но не агрессивно.
Мудрый человек и замечательный поэт Валентин Берестов написал:
«А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их папы и мамы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети!»
Это очень важно помнить родителям детей, начинающих школьную жизнь.
Материал подготовила педагог – психолог Антонова В. Г.
Литература:
1. Аромштам М. «Когда я стану школьником», «Дошкольное образование», № 10, 2009
2. Данилова Е. «Взаимодействие психолога с родителями младших школьников», «Вестник психологии образования» № 3, 2008
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.10.2019
Дата обновления: 15.10.2023
Дата публикации: 02.10.2023