Будем в школе мы учиться обязательно на 5!

02.10.2023

Будем в школе мы учиться обязательно на «5»!

Школьная жизнь сегодня немыслима без отметок. Как нужно к ним относиться? Зададим себе вопрос: что такое «отметка»?

Школьные отметки появились во времена царствования Николая Первого. Русский царь Николай I образцовым государством почитал Пруссию и от Бисмарка был без ума. Он и ввел в российских гимназиях в начале XIX века пятибалльную отметочную систему.

С крушением старой гимназической системы в двадцатые годы прошлого века отказались от такого принципа оценивания знаний.

Несмотря на то, что отметочная система считалась крайне несовершенной, советская школа тридцатых годов к ней вернулась – именно в силу ее подчеркнуто дисциплинарного характера. Ну, и простоты.  И вот, за полтора столетия (с небольшим перерывом) к отметкам привыкли. Сделали их непременным атрибутом школьной жизни. Сколько ни призывали педагоги перестроечной эпохи к отказу от  двоек и пятерок, к разработке более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов детей – все безуспешно: натолкнулись на стену непонимания — как со стороны чиновников, так и со стороны родителей. Это было обидно, но объяснимо: родители боялись потерять привычные ориентиры отслеживания учебы ребенка. А «1-2-3-4-5» — как сигналы светофора: «2» — беремся за кнут, иногда — в переносном, а случается — и в прямом смысле, «5» —  дарим «пряник» в виде желанных покупок или удовольствий.

Оценка нетождественна отметке:

оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условно формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника. И только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь «объявлением» отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому, содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой  часто остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку». Ситуация осложняется еще и тем, что родители также не разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами то они, как правило, понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве  некоторой  (своеобразной) обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются.

      Без помощи взрослых ребенок  в начальной школе не может еще верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в «школьного идола», о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит, — детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий — для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

Но отметка — всего лишь формальный и чрезвычайно негибкий показатель. Тройка тройке рознь.

И пятерки разные бывают. Как учителю иной раз хочется поставить за работу не просто 3, а 3,9 или 4,5! Но такими тонкими оттенками арсенал пятибалльной системы не располагает. Поэтому разговоры об успехах в учебе не должны ограничиваться формальными результатами. Ведь важны и качество знаний, и затраченные на выполнение задания усилия, и интерес к тому или иному предмету.

Получение отметок связано для школьника с еще одной трудностью, которую родители должны очень хорошо осознавать, а, осознав, постараться предотвратить ее появление. Трудность эта состоит в том, что родители часто, вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».

Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения школьника, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка  в учебе определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

         Перед школой, провожая детей в «новую жизнь», взрослые  напутствуют их мудрыми, как им кажется, словами: учитесь хорошо! На одни пятерки. Для верности еще несколько раз переспрашивают:

- Как вы будете учиться, дети?

- Хорошо! – отвечают они радостно на выпускном празднике в детском саду. – На четыре и на пять!

  - А двойке в своих тетрадках разрешите хозяйничать?

—      Нет! — уверены дети.

—      Вот молодцы! — Так держать!

И дети вслед за ведущим чистыми, звонкими голосами «клянутся»:

-« Лишь хорошие отметки

Обещаем получать!

 - Обещаем мы учиться

На четыре и на пять!»

Все присутствующие в момент «клятвы» свято верят: сказанные слова в будущем послужат детям «спасительным амулетом». Хотя знают же, знают, что это далеко не так.

И навязанные детям невыполнимые обещания — самая настоящая «словесная диверсия» против их психического здоровья. Совсем не все будет им удаваться, по крайней мере, легко и просто. И в один прекрасный день двойка проберется - таки к ним в тетрадки. И совсем не по злому умыслу ребенка. Так зачем же заранее обрекать его на то, чтобы он чувствовал себя клятвопреступником?

Не стоит  понапрасну тешить родительское самолюбие. В течение периода дошкольного детства родителей учили принимать своего ребенка, делать так, чтобы малыш воспринимал семью как психологический тыл. Теперь, в качестве школьника, он будет нуждаться в таком тыле не меньше, а больше, чем в период дошкольного детства.Хочу такой сайт

При жестких установках родителей исключительно на хорошие отметки вместо спокойного отношения к поставленным учебным задачам, вместо желания добросовестно выполнять задания и узнавать что-то новое ребенок оказывается в состоянии нездоровой конкуренции, постоянно сравнивая свои успехи с успехами окружающих. И часто, что бы не навлечь на себя гнев родителей за неудовлетворительную отметку, просит  учителя о повышении балла, лишь бы не выйти за рамки того пагубного образа, который внушен бабушкой или чрезмерно честолюбивой мамой.

Таких детей в школе не любят, считают их выскочками и подлизами. А ведь социальный статус ребенка, его отношения с одноклассниками не менее важны для его нормальной жизни, чем хорошие оценки!

Для того, чтобы быть отличником в начальных классах, кроме природной сообразительности, надо обладать еще рядом специфических качеств. Школа – это не только «храм знаний», но и дисциплинарный институт. Здесь, в первую очередь, надо сидеть и слушать. Слушаться. Старательной девочке с красивым почерком, которая ловит каждое слово учителя, понимает, что от нее ждут, и готовая с удовольствием выполнять все требования, гораздо легче стать отличницей в первом классе, чем заводному мальчишке, который ненавидит писать.

Его голова забита роботами, конструкторами и футболом. По сравнению с ними, правила русской орфографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Это вовсе не значит, что ребенок неуспешен и ничего из него не выйдет. Возможно, в старших классах, где на первый план выходит не старательность, а интеллектуальные возможности детей, ситуация изменится. Случается, что средний по формальным показателям ученик вдруг проявляет исключительный интерес к определенному предмету, демонстрирует глубокое понимание сложнейшей проблематики, по окончании школы поступает в престижный ВУЗ и становится ученым.

         А может возникнуть ситуация, когда  главные способности ребенка лежат в сфере, не контролируемой общеобразовательной школой: музыка, театр, изобразительная деятельность, инженерное моделирование, робототехника, спорт, т. д.

Тогда будущее  школьника определится именно в этих сферах, сюда должны быть направлены основные силы в обучении. И тогда уж ему точно нет необходимости быть отличником. Неплохо, но не обязательно.

Подводя итоги, скажем: отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, для родителей они являются опознавательными знаками учебных успехов, но не приговором в последней инстанции относительно дальнейшей судьбы конкретного мальчика или конкретной девочки. Такой приговор своим детям выносят сами родители. Своим детям и своим отношениям с ними.

Иной родитель, наткнувшись на несколько двоек подряд в тетрадке по математике, торопится сделать вывод: «Мой ребенок гуманитарий, потому что математика ему не дается». Вряд ли это правильно выстроенная причинно - следственная связь. Пушкин стал Пушкиным не потому, что ему не давалась математика, а потому, что он писал стихи.  

Самое важное - помочь маленькому школьнику реализоваться в том, что у него хорошо получается.  И никогда не наказывайте его  запретом  посещать любимый кружок или секцию, если он получил двойку или тройку. Лучший способ попытаться перекрыть неприятные ощущения от не удовлетворяющих вас отметок — это сделать предметом своей заботы развитие ребенка, его интересы, его чтение. Помогать в учебе тоже нужно, но не агрессивно.

Мудрый человек и замечательный поэт Валентин Берестов написал:

 «А дети читают,

   А дети мечтают,

   И даже их папы и мамы не знают,

   Кем станут, кем вырастут дети!»

Это очень важно помнить родителям детей, начинающих школьную жизнь.

 

 

 

Материал подготовила педагог – психолог Антонова В. Г.

 

Литература:

1.          Аромштам М. «Когда я стану школьником», «Дошкольное образование», № 10, 2009

2. Данилова Е. «Взаимодействие психолога с родителями младших школьников», «Вестник психологии образования» № 3, 2008

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.10.2019

Дата обновления: 15.10.2023

Дата публикации: 02.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».