Рабочая программа по освоению детьми образовательной программы дошкольного образования МБДОУ - детского сада № 146 возрастной категории детей третьего года жизни

Содержание
I.Целевой раздел …………………………………………………………………...3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
1.2. Возрастные особенности развития детей 2-3лет………..………………......3
1.3. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ…...….………5
1.4. Принципы
и
подходы
в
организации
образовательного
процесса………………………………………………………………...……..7
1.5. Планируемые результаты освоения программы……………..……………..8
II.Содержательный раздел ………………………………….……………………9
2.1. Учебный план реализации ООП детского сада для ясельной группы детей
от 2 до 3 лет…………...……….......………………………………….……….........11
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка……………...………………………………………………...…..13
2.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»………………………………………………………................................13
2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»……………………17
2.2.3. Образовательная область «Речевое
развитие»…………………………………………………………………................20
2.2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»....................................................................................................................24
2.2.5. Образовательная область «Физическое
развитие»……………………………………………………………………………29
2.2.6. Взаимодействие с родителями…..…………………………………….……32
III. Организационный раздел…………………………………………………...36
3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении…………………………………………………………………..36
3.2. Особенности организации режимных моментов…………………………….38
3.3.Формы работы с участниками образовательных отношений……………….39
Список используемой литературы………………………………………………...40

2

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по развитию детей ясельной группы
разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой
дошкольного образования Детского сада №146, с внедрением Федерального
Государственного Стандарта Дошкольного образования в образовательный
процесс ДОУ к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей ясельной группы и направлена
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья
детей.
1.2. Возрастные особенности развития детей 2-3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и
взрослого;

совершенствуются

восприятие,

речь,

начальные

формы

произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных
способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и
орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность,
преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта
для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность
ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает

3

самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих
предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах
видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется
регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который
начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они
осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи.
Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка
со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые
совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами
заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем,
что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой- либо
предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» —
окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать
мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический
слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят
их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее
особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка
4

проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются
эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием
орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,
начинают

формироваться

элементы

самосознания,

связанные

с

идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех
лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У
него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных
проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и
др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели.
Длительность пребывания детей в ясельной группе : С 7.30 ДО 18.00.
Особенности семей воспитанников
1.3. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Полная семья
Неполная семья
Многодетная семья
Проблемная семья
Семья с опекуном

19
1
3
-

Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие
задачи:
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие
5

двигательной и гигиенической культуры детей.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру,
воспитание

культуры

общения,

эмоциональной

отзывчивости

и

доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей,
эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к
искусству и художественной литературе.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов,
интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы,
стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов
деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов;
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким

образом,

решение

программных

задач

осуществляется

в

совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и
при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования.
Данная

рабочая

программа

разработана

в

соответствии

образовательной программой «От рождения до школы»
6

с

общей

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их

возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –
физическому, социально-коммуникативным, познавательному, речевому и
художественно-эстетическому.
1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
При разработке и реализации образовательной программы учитывались
следующие принципы:
1)

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

детского развития.
2)

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной

целью дошкольного образования является развитие ребенка.
3)

Принцип научной обоснованности и практической применимости.

4)

Принцип

соответствии

интеграции
с

содержания

возрастными

дошкольного

возможностями

и

образования

особенностями

в

детей,

спецификой и возможностями образовательных областей.
5)

Комплексно-тематический

принцип

построения

образовательного

процесса ведущей игровой деятельностью.
6)

принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости

личности каждого ребенка; признания неограниченных возможностей развития
личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребёнка со стороны
всех участников образовательного процесса.
7)

принцип непрерывности, требует связи всех ступенек дошкольного

образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей
и подготовительной к школе групп и между детским садом и начальной
школой.

7

8)

Принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных

ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовнонравственного и эмоционального воспитания.
Основой организации образовательного процесса является единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса

образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников.
МБДОУ –детский сад № 146 работает в условиях полного 10,5 часового
рабочего дня. Группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.
1.5.

Планируемые результаты освоения программы.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К

целевым

ориентирам

дошкольного

образования

относятся

следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении
результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;

8

 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях
и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку;
 эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;

 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные
виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
Промежуточные результаты: используем мониторинги (проводятся два
раза в год – ноябрь, май, диагностики (наблюдения, беседа, эксперимент).

2.Содержательный раздел
В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми
2-3

лет в специально организованной деятельности по следующим

образовательным областям:
• «Социально- коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно- эстетическое развитие»
• « Физическое развитие»
Методики

проведения

непосредственно

—

образовательной

деятельности по разным видам построены таким образом, что программные
задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и
навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство
полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как
групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса
осуществляется
практической

оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В
деятельности

применяются
9

исследовательские

и

опытно-

экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать
педагогический процесс.
Работа с детьми организуется в следующих формах:
-

Непосредственно

организованная

образовательная
деятельность

деятельность.
педагога

Специально

с

детьми.

- Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие
совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории

дошкольного учреждения.
- Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия
для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по
интересам

и

желанию

детей.

Домашние задания воспитанникам дошкольного учреждения не предусмотрены
(п.2.12.11).
Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных
норм СанПиНа 2.4.1.1249-0 (не более 10 занятий в неделю по 10 минут с
детьми 2-3 лет).
Во все виды НОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития
мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов,
ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.
Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической
нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 занятия в спортивном
зале, 1 занятие на прогулке. Физкультурные занятия проводит инструктор по
физическому воспитанию.
Музыкальные занятия проводятся музыкальным руководителем.
10

Обучение заканчивается в мае. К этому времени дети овладевают знаниями,
умениями и навыками согласно Основной общеобразовательной программе
дошкольного образования детского сада № 146.

2.1 Учебный план по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «детского сада «» для ясельной
группы детей от 2до 3 лет.
По действующему СанПиН для детей 2-3 лет планируют не более 10 занятий в
неделю продолжительностью не более 8-10 минут (мониторинг 05-14 октября и
21-31 мая, каникулы с 01-08 января / 28 дней)(СанПиН 2.4.12660-10).

Базовая часть
(вариативная)
Познание. Формирование
целостной картины мира,
расширение кругозора.
Коммуникация.
Художественная литература
Художественное творчество
Рисование
Лепка

В неделю В месяц

В год

Примечания
Организация
жизнедеятельности
детей строится по
основной
общеобразовательно
й программе.

1

4

32

1
1

4
4
4

32
32
32

4

32

1
1

Физическая культура
3
12
96
Музыка
2
8
72
Общее количество
10
40
328
Дни недели
НОД
Понедельник
Речевое развитие, социально коммуникативное развитие.
9.00 -9.10 – Развитие речи
Физическое развитие.
9.20 – 9.30Физическая культура
Вторник
Познавательное развитие.
9.00 – 9.10 – Формирование элементарных математических
представлений/ Формирование целостной картины мира.
Художественно-эстетическое развитие.
9.20 – 9.30- Музыкальное воспитание.
11

Среда

Художественно-эстетическое развитие.
9.00 – 9.10 –Лепка/ Конструирование
Физическое развитие.
9.20 – 9.30 – Физическая культура
Речевое развитие, социально коммуникативное развитие.
9.00 – 9.10 –Развитие речи.
Художественно-эстетическое развитие.
9.20 – 9.30 – Музыкальное воспитание
Физическое развитие.
9.00 – 9.10 – Физическая культура
Художественно-эстетическое развитие.
9.20- 9.30- Рисование

Четверг

Пятница

Задачи рабочей программы
1.

Создать

условия

для

психологического

благополучия,

физической

готовности, здоровья воспитанников путём внедрения здоровьесберегающих
технологий и проектного метода обучения.
2. Создать условия для развития одинаковых стартовых возможностей каждого
воспитанника при переходе на следующую возрастную ступень.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

12

Ситуативные беседы при проведении
режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Дежурство
ДПрогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей
Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в
центрах (уголках) развития

ежедневно

2.2.

Описание

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

направлениями развития ребёнка
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного
образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования
детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
2.2.1. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста,
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства
Задачи:
1)

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности.
13

2)

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и

сверстниками.
3)

Становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции собственных действий.
4)

Развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5)

Формирование готовности к совместной деятельности.

6)

Формирование

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7)

Формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества.
8)

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать
чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных
взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость
(обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище,
поощрять

умение

пожалеть,

посочувствовать).

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей,
любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам
ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать
умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам,
красивым игрушкам и т. п.
Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться,
прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и
«пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на
улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

14

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким
людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать
умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об
изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом
посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его,
как и всех остальных детей.
Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям.
Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского
сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней
обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они
играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены
кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения,
оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они
живут.
Самообслуживание и бытовой труд
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку
(сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере
загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться
индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем,
15

расческой,горшком).
Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном
порядке;

при

небольшой

помощи

взрослого

снимать

одежду,

обувь

(расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном
порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших
трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять
хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать
поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять
игровой материал по местам.
Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности
взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает
за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор,
убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные
действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник
воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами
безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не
гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах,
улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

16

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным
миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с
понятиями «можно — нельзя», «опасно».
Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с
песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).
2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Развитие познавательных способностей и познавательных интересов
детей.
Задачи:
1)

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной

мотивации.
2)

Формирование познавательных действий, становление сознания.

3)

Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете,
4)

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,

части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений

о

социокультурных

ценностях

нашего

народа,

об

отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание психолого-педагогической работы
Развитие познавательно - исследовательской деятельности представления
об объектах окружающего мира.
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о
простейших связях между ними.
17

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они
сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные
шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой
же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют
и т. д.).
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами,
имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий
мяч; большой кубик — маленький кубик).
Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий,
пушистый и др.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая
все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет,
величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс
знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом
сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины;
«Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.);развивать
аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать,
устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из
сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не
стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных
ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —
холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с
пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

18

Приобщение к социокультурным ценностям: Продолжать знакомить детей с
предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре
детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.
Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и
их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка
— маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик,
шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт
практического освоения окружающего пространства (помещений группы и
участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного
тела

(голова,

Учить

двигаться

лицо,
за

руки,

воспитателем

в

ноги,

спина).

определенном

направлении.

Ознакомление с миром природы: Знакомить детей с доступными явлениями
природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних
животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.
Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и
называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за
рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и
др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия
19

с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться
по погоде).
Сезонные наблюдения:
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе:
похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать
представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало
холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и
на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе:
потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
2.2.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с
окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
•

Овладение речью как средством общения и культуры.

•

Обогащение активного словаря.

•

Развитие связной грамматически правильной диалогической и

монологической речи.
•

Развитие речевого творчества.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
•

Формирование звуковой синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.
•

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха.
20

Основные принципы развития речи:
•

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

•

Принцип коммуникативно –деятельностного подхода к развитию

•

Принцип развития языкового чутья.

•

Принцип формирования элементарного освоения явлений языка

•

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

•

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

•

Принцип обеспечения активной языковой практики.

речи.

Содержание психолого-педагогической работы
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства
общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им
возможность общаться со сверстниками и взрослыми «Загляни в раздевалку и
расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...»,
«Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?». Добиваться
того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством
общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в
качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и
воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных
событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать
на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в
ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать
умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по
названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми
красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их
местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»);
имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из
21

леечки»,

«Походи,

как

медвежонок»).

Обогащать словарь детей:
- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной
гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды,
обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка,
простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей,
фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать),
действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать
— надевать, брать — класть), действия,
-характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить,
обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться,
обижаться);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру
предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко,
скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи
детей.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении
изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и
сонорных),

в

правильном

воспроизведении

звукоподражаний,

слов

и

несложных фраз (из 2–4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,
речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой
голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

22

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и
местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем
времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где)и
несложных фраз, состоящих из 2–4 слов(«Кисонька-мурысенька, куда
пошла?»).
Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?»,
«Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?»,
«Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе
или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о
новой

игрушке

(обновке),

о

событии

из

личного

опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать
детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых
сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Художественная
Читать

детям

предусмотренные

литература
художественные
программой

для

произведения,
второй

раннего

группы
возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки,
сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение
показом игрушек, картинок, персонажей настольного
театра и других средств наглядности, а также учить
слушать художественное произведение без наглядного
сопровождения.
Сопровождать
произведений

чтение

небольших

игровыми

поэтических
действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова,
23

фразы

при

чтении

воспитателем

знакомых

стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью
взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать
называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать
задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что это?.
2.2.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности,

эстетического

отношения

к

предметам

и

явлениям

окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к
художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1) Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,
образных

представлений,

воображения,

художественно-творческих

способностей.
2)

Развитие

детского

самостоятельной

художественного

творческой

творчества,

деятельности

интереса

к

(изобразительной,

конструктивно - модельной, музыкальной и др.); удовлетворение
потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству.
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на
литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира,
произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству
(словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре)
через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового
искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства,
24

средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном
труде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений
изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при
создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность.
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной
деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы
будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность.
Приобщение

к

музыкальному

искусству;

формирование

основ

музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными
понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии
музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального
слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,
музыкального вкуса.
Воспитание

интереса

к

музыкально-художественной

деятельности,

совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация
самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности
в самовыражении.
Содержание психолого-педагогической работы
Приобщение

к

искусству.

Развивать

художественное

восприятие,

воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей
25

произведения

изобразительного

искусства,

литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: дымковской, Богородской, матрешкой,
ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать
внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму,
цветовое оформление.
Изобразительная

деятельность

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами,
фломастерами,
Рисование.

кистью,
Развивать

красками,

восприятие

глиной.

дошкольников,

обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочередно то одной,
то

другой

рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов,
предоставляя им свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша
(фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по
бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что
они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и
линий,

которые

нарисованного

дети

нарисовали

изображения

сами.

Побуждать

к

дополнению

характерными

деталями;

к

осознанному

повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.Развивать
эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета
карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии
(длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные),пересекать их,
уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам,
заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
26

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не
наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист
бумаги, на котором рисует малыш.
Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по
окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв
кисточку в воде.
Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами
выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки.
Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими
материалами:

глиной,

пластилином,

пластической

массой

(отдавая

предпочтение глине). Учить аккуратно, пользоваться материалами. Учить
дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки
и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для
изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.),
сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать
пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить
соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик
(погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или
специальную заранее подготовленную клеенку.
Конструктивно-модельная деятельность
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма,
27

пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на
плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по
образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать
пользоваться

пониманию

дополнительными

пространственных
сюжетными

соотношений.

игрушками,

Учить

соразмерными

масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По
окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.Учить
совместно

с

взрослым,

конструировать

башенки,

домики,

машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
Музыкально-художественная деятельность
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать,
выполнять простейшие танцевальные движения.
Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и
эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте
(высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение
подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к
сольному пению.
Музыкально-ритмические

движения.

Развивать

эмоциональность

и

образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать
способность

воспринимать

и

воспроизводить

движения,

показываемые

взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты
кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и
заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает,
28

мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках,
тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые
движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера
музыки или содержания песни.
2.2.5.Образовательная область «Физическое развитие».
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Основные цели и задачи:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение
тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга,
с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать
сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на
зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время
ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
29

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать,
переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с
продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в
подвижные

игры

с

простым

содержанием,

несложными

движениями.

Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых
совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить
выразительности

движений,

умению

передавать

простейшие

действия

некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить
водичку, как цыплята, и т. п.).
Развитие игровой деятельности
Основные цели и задачи: Создание условий для развития игровой
деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных
форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее
воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное,
умственное,

физическое,

коммуникативное).Развитие

художественно-эстетическое
самостоятельности,

и

инициативы,

социально

-

творчества,

навыков само регуляции; формирование доброжелательного отношения к
сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно
разрешать конфликтные ситуации.
Содержание психолого-педагогической работы
Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям
сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять
несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с
одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых
действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей
самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать
предметы-заместители.
30

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки
ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать
предпосылки творчества.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в
подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм
небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются
движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем
первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт),
расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский
двор).
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой
природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее
слово

(в

малых

произведениях

Способствовать

проявлению

самостоятельности,

фольклорных
активности

форм).
в

игре

с

персонажами-игрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализованных
выступлений педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом
чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете
предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной
величины;

ориентироваться

в

соотношении

плоскостных

фигур

«Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков);
сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие
однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма,
величина).Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти
(«Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);
тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек»,
31

«Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки
(игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
2.2.6. Взаимодействие с родителями
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение
права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать
друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем,
а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
•

изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам

•

воспитания,

обучения,

развития

детей,

условий

организации

разнообразной деятельности в детском саду и семье;
•

знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в

детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
•

информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и

обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных
задач;
•

создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и

формам

сотрудничества,

способствующего

взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

32

развитию

конструктивного

•

привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами

мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
•

поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным

стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей
Перспективный план работы с родителями
Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь 1.Родительский дневник «В первый раз в детский сад»
2.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся».
3.Консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному
учреждению»
4.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».
5.Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации
ребёнка «Ребёнок идёт в детский сад»
6. Здоровый ребёнок - Консультация «Как уберечь ребёнка от
простуды».
7.Организация выставки детского творчества совместно с
родителями «Осенний калейдоскоп»
8.Оформление портфолио детей: «Давайте познакомимся», «Мой
знак зодиака и гороскоп», «Моё имя», «Моя семья» …
Октябрь

1.Рекомендации родителям младших дошкольников (ПДД)
2.Родительский дневник «Игры с малышом осенью»
3. Консультация «Возрастные особенности психического
развития детей 2-3 лет»
4. Консультации для родителей:
33

-«Особенности развития эмоциональной сферы»;
- «Особенности предметно - отобразительной игры»;
«Игрушка – как часть народной традиции»;
- «Об истории кукол»
- Фотоматериалы о народной игрушке: «Тряпичные куклы»,
«Куклы из ниток»
5. Здоровый ребёнок - Консультация «Режим - залог нормального
развития ребёнка - дошкольника».
6. Проектная деятельность с детьми и родителями «Народная
тряпичная кукла»"
Ноябрь

1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания и
содержания работы с детьми 1 младшей группы»
2.Консультация «Подвижная игра как средство физического,
нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой
личности»
3. Индивидуальные беседы с родителями.
4. Беседа «Одежда детей в группе».
5. Выставка фото ко Дню Матери.«Мамочка – наше солнышко!»
6. Фотовыставка «Мне хорошо, здесь мамочка»
7.Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой».
8. Консультация для родителей «Для чего нужны кормушки для
птиц»
9.Здоровый ребёнок «Здоровое питание»
10. Творческий проект изготовление кормушки для птиц

Декабрь

1.Оформление папки – передвижки «Зима!»
2. Консультация «Правильное поведение при сезонных
изменениях погоды (ПДД)»
3.Родителям на заметку: «Как проводить с ребёнком досуг»
4.Папка – передвижка: «Дети любят потешки»
5.Здоровый ребёнок «Правила питания детей»
34

6.Проектная деятельность с детьми и родителями «Лук от семи
недуг»
7. Тематическая выставка совместного творчества родителей с
детьми «Здравствуй гостья – Зима!»
8. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям».
9.Оформление странички портфолио « Мы читающая семья»
Январь

1. Консультация «Какие игрушки необходимы детям»
2. Здоровый ребёнок «Острые инфекционные заболевания
верхних дыхательных путей. Ангина»
3.Родительский дневник «Научите детей узнавать цвета»
5. Консультация «Шесть заблуждений родителей о морозной
погоде»
6.Оформлении родителями страничек из книги «Лук от семи
недуг»

Февраль

1. Фотовыставка: «Мой папа, дедушка».
2.Родительский дневник «Воспитание ребёнка: роль отца»
3. Консультация для родителей «Праздники, традиции и быт
нашей станицы - праздник « Масленица»
«Растим будущего мужчину»
4.Здоровый ребёнок «точечный массаж при ОРЗ», «Что нужно
знать при ОРВИ»
5.Нетрадиционное родительское собрание 1 младшей группе
«Путешествие в страну Сенсорику»

Март

1.Оформление папки – передвижки: «Весна»
2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с
детьми «Весна – красна!»
3. Фотовыставка «Мамочка милая, мама моя, очень сильно
люблю я тебя!»

Апрель

4.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
5.Памятка «Отличие девочек от мальчиков»
1.Родительский дневник «Мама, я сам!»
2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с
детьми «Светлая Пасха!»
35

3.Папка – передвижка «Праздник – Светлая Пасха!»
4. Здоровый ребёнок «Вредные привычки»
5. Оформление портфолио «Как и во что играют дети дома»
6. Создание игр для детей своими руками (фотоотчет, папкипередвижки)
7. Встреча –диалог с родителями по результатам мониторинга
Май

1. Родительское собрание «Игры для детей трёхлетнего возраста»
2. Папка - передвижка для родителей ко Дню Победы и
оформление книги «Посещение памятных мест» (фото родителей
с детьми)
3. Здоровый ребёнок «Не оставляйте малышей одних»
4. Советы родителям по соблюдению правил ПДД
5. Творческий проект с детьми «Одуванчики»
6. Консультации:
«Поговорим о воспитании»
«Приучаем к порядку»
«Кризис 3 лет»

III.Организационный раздел
3.1.Организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении
Режим дня на холодный период
Деятельность

Время

Прием детей.
Свободные диалоги с детьми.

07.30 – 08.00

Утренняя гимнастика
Формирование основы культурного здоровья.
Завтрак.
Игры, самостоятельная деятельность
Организованная образовательная деятельность в

08.00 – 08.05
08.15 – 08.50

36

08.50 – 09.00
09.00 – 10.00

т.ч. со специалистами
Второй завтрак
10.00 - 10.10
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
10.10 – 12.00
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная 12.00 – 12.20
деятельность детей
Подготовка к обеду, обед

12.20 – 12.50

Подготовка ко сну, дневной сон.
Постепенный подъем по мере пробуждения.
Ленивая гимнастика. Гигиенические процедуры
Подготовка к полднику, полдник
Игры, труд, совместная деятельность детей
Чтение художественной литературы.
Подготовка к прогулке. прогулка

12.50 – 15.00
15.00 – 15.25

Уход детей домой
Взаимодействие с семьей.

17.30 – 18.00

15.25 – 15.50
15.50 – 16.2
16.25 – 16.35
16.35 – 17.30

Режим дня на теплый период
Деятельность

Время

Прием детей

07.30 – 08.00

Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры, самостоятельная деятельность
Организованная образовательная деятельность
Второй завтрак
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки. Игры,
самостоятельная игровая деятельность детей.
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, дневной сон
Подъем детей по мере пробуждения. Ленивая
гимнастика. Гигиенические процедуры
Подготовка к полднику, полдник
Игры, труд, совместная игровая деятельность
детей
Чтение художественной литературы.
Подготовка к прогулке

08.00 – 08.05
08.05 – 08.50
08.50 – 9.00
09.00 – 10.00
10.00 – 10.10
10.10 – 12.00
12.00 – 12.20

37

12.20 – 12.50
12.50 – 15.00
15.00 – 15.25
15.25 – 15.50
15.50 – 16.25
16.25 – 16.35
16.35 – 17.30

Уход детей домой.
Взаимодействие с семьей.

17.30 – 18.00

3.2. Особенности организации режимных моментов
При

осуществлении

режимных

моментов

необходимо

учитывать

индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения,
темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка
режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его
настроение и выше активность.
Прием пищи. Если позволяют условия, то следует давать детям право выбора
хотя бы из двух блюд. В этом случае они едят более охотно. Важно помнить,
что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать им возможность
принимать пищу в своем темпе. Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в
ожидании еды или после ее приема — это способствует утомлению.
Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей
и профилактики утомления. На прогулке они могут удовлетворить свою
потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных
подвижных, спортивных играх и упражнениях).
Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить
достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом
дня.

Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации.

Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное
время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания, умение
аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание интересной
прогулки — все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше
находиться на свежем воздухе.
Ежедневное чтение. В режиме дня для целесообразно выделить постоянное
время ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную
литературу,

но

и

познавательные

книги,
38

детские

иллюстрированные

энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и
зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на
примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные
качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя
превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать
или заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения
увлекательным и интересным для всех детей.
Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует
нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте.
Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная
деятельность детей во время бодрствования; спокойные занятия, снимающие
перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует
создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в
спальное помещение также способствует спокойному и глубокому сну.

3.3 Формы работы с участниками образовательных отношений.

Образовательная
область

Совместная деятельность
с педагогом.

Самостоятельная
деятельность детей

Речевое развитие

Рассматривание, просмотр
фильмов, слайдов.
Наблюдение
Рассказ
Беседа
Чтение худ.литературы

Игровые обучающие
ситуации
Рассматривание
Наблюдение
Развивающие игры

Физическое
развитие

Рассматривание, просмотр
фильмов, слайдов.
Развивающие игры.
Спортивные праздники,
развлечения.
Подвижные игры.
Дни здоровья.

Игровые обучающие игры.
Развивающие игры.
Исследовательская
деятельность.
Подвижные игры.

39

Совместная
деятельность
с семьёй
Экскурсии
Прогулки
Наблюдения
Детско- родительские
проекты
Чтение худ литературы
Игры
Экскурсии.
Прогулки.
Детско- родительские
проекты.
Игры.
Собственный пример
родителей.
Дни здоровья.

ХудожественноЭстетическое
развитие

Театрализованная игра.
Рассматривание, просмотр
фильмов, слайдов.
Ситуативный разговор.
Обмен и применение
информации.
Чтение худ.литературы.

Развивающие игры.
Создание условий для
самостоятельной муз.
деятельности в группе,
подбор муз. Инструментов,
муз. Игрушек, макет
инструментов,
театральных кукол,
атрибутов для ряжения .
Музыкальнодидактические игры.

Познавательное
развитие

Рассматривание, просмотр
фильмов, слайдов.
Наблюдение
Целевые прогулки.
Игры –
экспериментирование
Исследовательская
деятельность

Игровые обучающие
ситуации.
Сюжетно-ролевые игры.
Конструирование.
Рассматривание и
наблюдения.
Игры с правилами.

Чтение худ.литературы,
Социальнокоммуникативное Видео информация,
Досуговые игры с участием
развитие
воспитателя,
Народные игры.
Дидактические игры.

Игрыэкспериментирование.
Бытовая деятельность.
Наблюдения.
Сюжетные игры.

40

Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
Театрализованная
деятельность.
Концерты для
родителей.
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей.
Посещение детских
музыкальных театров.
Экскурсии.
Прогулки.
Наблюдения.
Детско- родительские
проекты.
Элементарные опыты и
эксперименты.

Экскурсии.
Досуги.
Праздники.
Бытовая деятельность.
Развлечения.
Совместные проекты.
Личный пример , чтение
книг.

Список использованной методической литературы:
1. Программа воспитания обучения в детском саду/ Под. Ред. М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: 2004
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: 2010.
3. Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей
дошкольного возраста: Практические занятия. Учебное пособие для
студентов пед. институтов. М.: 1985
4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя
дет. Сада. – М.: 1986
5. Дик Н.Ф. развивающие занятия по физической культуре и укреплению
здоровья дошкольников / Ростов н/Д: 2005
6. Павлова П.А ., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа
оздоровления детей раннего возраста. – М.: 2006
7. Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая
группа/ авт. – сост. О.П.Власенко, В.М. Мезенцева. Волгоград. 2011
8. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду 1
младшая группа. Реализация ФГОС в ДОУ
9. Лиштван З.В. Конструирование. Смоленск. 1981
10. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа/ авт. – сост.
О.П.Власенко и др. Волгоград. 2011
11. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж.
2010
12. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.:
Просвещение 1991
13. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет/ Т.В.Галанова.Ярославль: Академия развития, 2007
14. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучении в
детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005
15. Томашпольская И.Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет.
Систематизация, планирование, описание игр/ И.Э. Томашпольская –
СПб.: Смарт, 1996
16.Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и
воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего
возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания
образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр
«Школьная книга», 2004г.
41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».