1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Содержание: 3 1.1.Пояснительная записка 3 1.2.Цели и задачи реализации Программы 5 1.3.Возрастные особенности художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста 6 1.4.Планируемые результаты 7 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 7 2.1.Содержание дополнительной образовательной программы. 7 2.2. Учебно-тематический план 13 2.3.Методы реализации Программы 16 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 18 3.1.Организация образовательного процесса 18 3.2.Основные формы представления результатов занятий 19 Список литературы 21 2 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Программа Пояснительная записка дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций: - Лыковой И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 28 лет «Цветные ладошки», - Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», - Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», - Комаровой Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду». Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети групп раннего, младшего и старшего дошкольного возраста (от 2-8 лет ). Рисование для детей игра, используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая Нетрадиционное рисование доставляет детям атмосфера для работы. множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет желание заниматься изобразительной деятельностью. Поэтому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности. Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Объем курса составляет 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, в соответствии с требованиями к каждой возрастной группе детей. Специального отбора детей на занятия не предусматривается. Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду. Поэтому занятия по нетрадиционному рисованию проводятся в отдельном помещении – в музыкальном зале. 3 Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности своевременно. При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство групп детского сада, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка. 4 1.2 . Цели и задачи реализации Программы. Цели рабочей программы: - Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. - Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования, для воплощения замыслов в своих работах. Задачи рабочей программы: образовательные: 1.Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой. 2.Знакомить детей с цветовой гаммой. 3.Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой, клеем и т. д.) 4.Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 5.Знакомить детей с художниками и произведениями изобразительного искусства. 6.Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы. 6.Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. воспитательные: 1.Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. 2.Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования и совмещать в одной работе несколько видов изобразительной деятельности. 3.Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его. -развивающие: 1.Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание. 2.Помогать ребенку познавать и открывать мир изобразительного искусства 5 1.3. Возрастные особенности художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста Особенности дошкольного возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией). Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется материалами в деятельности (бумагой, глиной), экспериментирования инструментами с художественными (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа - представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры. 6 1.4. Планируемые результаты В результате освоения данной программы дети к концу года смогут: - подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам. - правильно пользоваться красками и кисточкой. - использовать при работе с солёным тестом основные приёмы лепки. - проявить свои творческие способности, воображение, фантазию. - сочетать несколько техник рисования в одной работе. - иметь чувство композиции, развитую зрительную память, мышление. - свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. - самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. - владеть навыками срисовывания. - владеть первичными навыками дизайнерского искусства. - свободно ориентироваться в жанрах живописи. - совмещать в своих работах различные виды изобразительной деятельности. - самостоятельно пользоваться многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. - получать эмоциональное удовлетворение от занятий изобразительной деятельности. 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание дополнительной образовательной программы. Первый год обучения. Вторая группа раннего возраста, возраст от 2 до 3 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Солнышко лучистое; Под дождем остался зайка; Пушистая тучка; Порхает снежок за окном; Звездочки в небе; Тучка – лужа. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Зеленая елочка; Апельсин и мандарин; Яркий мухомор; Осенний листопад. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Яблоня с яблоками; Репка; Огурцы и помидоры; Овощи для козлика ; Спелый арбуз. Тема 4. Путешествие в мир растений: Зеленая травка; Цветущий луг, Одуванчики в цвету; Пушистые почки у вербы; Ягодки в траве. Тема 5. Путешествие в мир животных: Жираф в пятнышко; Искупаем поросенка; Белоснежный зайка; Полосатый котенок; Озорной козленок; Колючий ежик; Мышка – норушка; Божья коровка – черная головка. Тема 6. Путешествие в мир птиц: Снегири на ветках; Воробей в кормушке; Птичка – 7 невеличка; Хвост для петушка; Пушистый цыпленок. Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Божья коровка на листочке, Гусеница и горошек, Кузнечик в траве; Ножки у сороконожки; Нарядная гусеничка. Тема 8. Путешествие в мир моря: Улитки в аквариуме; Сверкающая рыбка. Тема 9. Путешествие по городу: Дорожки для машинок; Важный светофор; Кораблик в ручейке; Разноцветные флажки. Тема 10. Путешествие в мир человека: Цветные ленточки; Шарфик полосатый; Снежные комочки; Лопатка в снегу; Нарядный фартучек; Цветной зонтик. Тема 11. Путешествие в мир дома: Заборчик для щенка; Ниточки – клубочки; Вкусное мороженое; Бублики – бараночки; Жила – была конфета; Украшаем чайник; Постираем полотенца. Тема 12. Путешествие в мир игрушек: Разноцветные колечки; Я люблю свою лошадку; Мишка косолапый; Звонкая погремушка; Красивая юла; Шарики воздушные. Тема 13. Путешествие в мир сказок: Курочка – Рябушечка; Дымок и Теремок; Печка топится; Тележка с орешками. Тема 14. Путешествие в мир фантазий: Лесенка для мышат; Красное солнышко. Тема 15. Традиции и праздники: Яичко золотое; Бусы для елочки; Праздничная елочка; Галстук для папы; Праздничные огни. Второй год обучения. Младшая группа, возраст от 3 до 4 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Тучка и зонтик; Первый снег кружится Волшебная снежинка; Облака в небе; Сосульки на крыше; Ночка звездная. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Осенний ковер из листьев; Грибная полянка; Белоснежная зима в лесу; Маленькая елочка. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Яблоко с листочком и червячком; Спелый виноград; Солим огурцы и помидоры; Овощи для зайки; Апельсин и мандарин. Тема 4. Путешествие в мир растений: Осеннее деревце; Еловая шишка; Одуванчики на полянке; Цветущая яблонька; Цветущий луг. Тема 5. Путешествие в мир животных: Пушистая шубка у кота; Шустрый бельчонок; Кудрявая шубка для овечки; Умка – белый медвежонок; Смелая собачка; Лев на песке; Веселая буренка; Лягушонок прыгает по лужам. Тема 6. Путешествие в мир птиц: Сел на ветку снегирёк; Озорной воробушек; Цыплята на лугу; Утенок в пруду; Яркий попугай. Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в траве; Светлячки; Бабочки в небе. Тема 8. Путешествие в мир моря: Рыбка в аквариуме. Тема 9. Путешествие по городу: Окна в доме; Колеса для трактора; Кораблик в ручейке; 8 Флажки на башенках. Тема 10. Путешествие в мир человека: Забор возле дома; Спортивный зал; Колпак для клоуна; Красивые носочки; Снеговик; Нарядное платье; Скворечник на дереве. Тема 11. Путешествие в мир дома: Полосатый коврик; Лопатка и метелка; Чашка с ромашками; Фонарь с огоньком. Тема 12. Путешествие в мир игрушек: Неваляшка танцует; Полосатая лошадка; Нарядный петушок; Цветная пирамидка; Веселый петрушка. Тема 13. Путешествие в мир сказок: Мышка и репка; Катится колобок по дорожке; Курочка – рябушка; Домик под снегом; Украшаем сарафан для Маши. Тема 14. Путешествие в мир фантазий: Сапожки для сороконожки; Рукавички для лисички; Цветик – разноцветик; Солнышко улыбается (фольклорный образ). Тема 15. Традиции и праздники: Елочный шарик; Новогодняя елочка; Быстрокрылый самолет; Тюльпаны для мамочки; Пасхальное гнездышко; Праздничный салют. Третий год обучения. Средняя группа, возраст от 4 до 5 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Тучи по небу бежали; Снежные просторы; Весенняя капель; Подснежник на проталинке (Занятие №1); Деревья под дождем; Радуга в небе. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лесные кружева; Осенняя прогулка ежа; Осенний парк; Елки под луной; Дерево и куст в солнечном свете. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Груша на ветке; Спелая кукуруза; Пугало огородное. Тема 4. Путешествие в мир растений: Золотые подсолнухи; Рябина под снегом; Белая береза под моим окном; Могучие сосны; Еловая веточка с шишками; Подснежник на проталинке (Занятие №2); Фиалки на окне; Майская сирень. Тема 5. Путешествие в мир животных: Усатый, полосатый; Лиса на полянке; Котенок на ковре. Тема 6. Путешествие в мир птиц: Синица на ветке; Совенок на ночной прогулке; Снегирь на рябинке; Дятел на дереве; Лебедушка на озере. Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в цветочной клумбе; Пчела на цветке; Улитка на грибе. Тема 8. Путешествие в мир моря: Жил – был в море осьминог; На дне морском. Тема 9. Путешествие в космос: Звезды и кометы (Занятие №1); Звезды и кометы (Занятие №2). Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Черепаха на песке; Пингвин на севере; Вечер в горах. Тема 11. Путешествие по городу: Трактор с тележкой; Морозные узоры; По дороге мчится 9 легковой автомобиль. Тема 12. Путешествие в мир человека: Башмачок в луже; Перчатки с узором; Нарядные валенки; Снеговик в шапочке и шарфике; Портрет клоуна; Шляпа фокусника; Цветные зонтики. Тема 13. Путешествие в мир дома: Красивая ваза; Нарядная салфетка; Компот из яблок и слив. Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Филимоновский барашек; Дымковская лошадка; Хоровод матрешек. Тема 15. Путешествие в мир сказок: Портрет гнома; Сказочный домик; Избушка ледяная; Избушка лубяная; Три медведя. Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Озорной петушок; Веселый слон; Снежный цветок; Жираф заболел. Тема 17. Традиции и праздники: Торт со свечками; Елочка – красавица; Снегурочка танцует; Вертолет в небе; Нежные нарциссы; Пасхальная корзинка; Алые гвоздики. Четвертый год обучения. Старшая группа, возраст от 5 до 6 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Дождливая осень; Заря алая разливается; Первый снег в городе; Февральская лазурь; Весна – талая вода; Весеннее небо; Весенняя гроза. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Рябинка и паутинка; Осенняя история (Занятие №1); Осенняя история (Занятие №2); Дремлет лес под сказку сна; Зимний букет. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Загадки с грядки; Фруктовая корзинка. Тема 4. Путешествие в деревню: Заснеженный дом; Барашек и овечка на лугу; Цветы луговые. Тема 5. Путешествие в мир животных: Белка на дереве; Дед Мазай и зайцы (Занятие №1); Дед Мазай и зайцы (Занятие №2). Тема 6. Путешествие в мир птиц: Грустная ворона; Снегирь в гостях у синички; Сова в лесу; Воробушки в луже; Два веселых гуся. Тема 7. Путешествие в мир моря: Веселые осьминожки (Занятие №1); Веселые осьминожки (Занятие №2). Тема 8. Путешествие в космос: В далеком космосе (Занятие №1); В далеком космосе (Занятие №2). Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Динозавры на прогулке. Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Ослик в горах; На севере диком (Занятие №1); На севере диком (Занятие №2); Пингвины на льдине. Тема 11. Путешествие по городу: Моя улица в городе; Пожарная машина в пути; Вечер в 10 восточном городе. Тема 12. Путешествие в мир человека: Я качусь на санках с горки (Занятие №1); Я качусь на санках с горки (Занятие №2); Загадочный фокусник; Уральская красавица. Тема 13. Путешествие в мир дома: Баночка варенья; Красивый подсвечник (Гжель); Кактусы зацвели. Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Золотая рыбка (Хохлома); Игрушка на ярмарку (Дымка); Конь – огонь (Полхов – Майдан). Тема 15. Путешествие в мир сказок: Аленький цветочек; Загорелся Кошкин дом; Золотой петушок; Снеговики в шапочках и шарфиках играют в снежки; Перо Жар – птицы; Портрет Незнайки; Как привидения торт стряпали (Занятие №1); Как привидения торт стряпали (Занятие №2); Снегурочка прыгает через костер. Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Окно в тереме Лета; Портрет Осени; Фантастический цветок; Волшебная птица Зима; Окно в тереме Зимы; Волшебное превращение кляксы (Занятие №1); Волшебное превращение кляксы (Занятие №2); Зебра в радужном королевстве; Чем пахнет лето? Тема 17. Традиции и праздники: Танец елки; Звонкие колокольчики; Портрет Снегурочки; Военная Машина; Лиловые ирисы; Пасхальный натюрморт; Праздничный салют над городом. Пятый год обучения. Подготовительная группа, возраст от 6 до 8 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Улетает наше лето; Осеннее небо; Золотые облака; Деревья смотрят в озеро; Времена года. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лес, точно терем расписной; Грибное лукошко; Осенний букет; Заколдованный лес; Лесные тропинки. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Дары осени в корзине; Заморский натюрморт. Тема 4. Путешествие в деревню: Пчелы на пасеке. Тема 5. Путешествие в мир насекомых: Нарядные бабочки. Тема 6. Путешествие в мир птиц: Болтали две сороки; Гордый павлин; Птичья елка; Голуби на черепичной крыше; Ласточки вернулись. Тема 7. Путешествие в мир моря: Аквалангисты и водолазы изучают морское дно (Занятие №1); Аквалангисты и водолазы изучают морское дно (Занятие №2); Дельфины в море (Занятие №1); Дельфины в море (Занятие №2). Тема 8. Путешествие в космос: Космическое путешествие (Занятие №1); Космическое путешествие (Занятие №2). Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Планета динозавров; Профессия робота. Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Корабли пустыни 11 (Занятие №1); Корабли пустыни (Занятие №2); Тихо ночь ложится на вершины гор; Портрет индейца; Белые медведи любуются полярным сиянием (Занятие №1); Белые медведи любуются полярным сиянием (Занятие №2); Пингвиний пляж. Тема 11. Путешествие по городу: Строим дом многоэтажный; Мороз рисует на окне; Закат над городом. Тема 12. Путешествие в мир человека: Такие разные зонтики; Рюкзачок с кармашками; На арене цирка (Занятие №1); На арене цирка (Занятие №2); Веселый клоун; Русская красавица (народный костюм). Тема 13. Путешествие в мир дома: Натюрморт с лампой; Небесная Гжель; Нарядное ведерко (Урало-Сибирская роспись); Чудо-Городец. Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Златогривый конь (Хохлома); Дымковская игрушка (индюк, олень); Матрешка из Полхов – Майдана. Тема 15. Путешествие в мир сказок: Веселый огород (по сказке «Пых»); Сивка-бурка в поле скачет; Портрет волшебницы Зимы; Замок Снежной Королевы; Жар-птица в саду; Корзина подснежников; Танец Огневушки-поскакушки. Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Сказочная птица Осень; Фантастический пейзаж; Зимние превращения пугала (Занятие №1); Зимние превращения пугала (Занятие №2); Вкусный снеговик; Портрет Весны красны; Цветущая башня; Натюрморт «Вкус лета». Тема 17. Традиции и праздники: Волшебные часы Деда Мороза; Рождественский венок; Отважные парашютисты; Цветы-сердечки; Светлая Пасха; Праздничный салют у вечного огня. 12 2.2. Учебно-тематический план Первый год обучения (возраст от 2 до 3 лет) № п/п Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 7 2 Путешествие в лес, парк 3 3 Путешествие в сад, огород 5 4 Путешествие в мир растений 4 5 Путешествие в мир животных 5 6 Путешествие в мир птиц 7 7 Путешествие в мир насекомых 5 8 Путешествие в мир моря 4 9 Путешествие по городу 3 10 Путешествие в мир человека 6 11 Путешествие в мир дома 3 12 Путешествие в мир игрушек 5 13 Путешествие в мир сказок 4 14 Путешествие в мир фантазий 5 15 Традиции и праздники 6 Итого 72 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. № п/п Второй год обучения (возраст от 3 до 4 лет) Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 7 2 Путешествие в лес, парк 3 3 Путешествие в сад, огород 5 4 Путешествие в мир растений 4 5 Путешествие в мир животных 5 6 Путешествие в мир птиц 7 7 Путешествие в мир насекомых 5 8 Путешествие в мир моря 4 9 Путешествие по городу 3 10 Путешествие в мир человека 6 11 Путешествие в мир дома 3 13 12 Путешествие в мир игрушек 5 13 Путешествие в мир сказок 4 14 Путешествие в мир фантазий 5 15 Традиции и праздники 6 Итого 72 Теория и практика в процессе занятия интегрированы Третий год обучения (возраст от 4 до 5 лет) № п/п Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 6 2 Путешествие в лес, парк 4 3 Путешествие в сад, огород 2 4 Путешествие в мир растений 6 5 Путешествие в мир животных 6 6 Путешествие в мир птиц 5 7 Путешествие в мир насекомых 3 8 Путешествие в мир моря 4 9 Путешествие в мир космоса 2 10 Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы) 5 11 Путешествие по городу 4 12 Путешествие в мир человека 3 13 Путешествие в мир дома 5 14 Путешествие в мир игрушек 4 15 Путешествие в мир сказок 5 16 Путешествие в мир фантазий 2 17 Традиции и праздники 6 Итого 72 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. № п/п Четвертый год обучения (возраст от 5 до 6 лет) Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 6 2 Путешествие в лес, парк 4 3 Путешествие в сад, огород 2 14 4 Путешествие в деревню 6 5 Путешествие в мир животных 6 6 Путешествие в мир птиц 5 7 Путешествие в мир моря 3 8 Путешествие в мир космоса 4 9 Путешествие в прошлое, будущее 2 10 Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы) 5 11 Путешествие по городу 4 12 Путешествие в мир человека 3 13 Путешествие в мир дома 5 14 Путешествие в мир игрушек 4 15 Путешествие в мир сказок 5 16 Путешествие в мир фантазий 2 17 Традиции и праздники 6 Итого 72 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. № п/п Пятый год обучения (возраст от 6 до 8 лет) Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 6 2 Путешествие в лес, парк 4 3 Путешествие в сад, огород 2 4 Путешествие в деревню 6 5 Путешествие в мир насекомых 6 6 Путешествие в мир птиц 5 7 Путешествие в мир моря 3 8 Путешествие в мир космоса 4 9 Путешествие в прошлое, будущее 2 10 Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы) 5 11 Путешествие по городу 4 12 Путешествие в мир человека 3 13 Путешествие в мир дома 5 14 Путешествие в мир игрушек 4 15 Путешествие в мир сказок 5 15 16 Путешествие в мир фантазий 2 17 Традиции и праздники 6 Итого 72 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 2.3. Методы реализации Программы Для проведения занятий используются следующие методы и приемы: - словесный метод; - игровой метод; - наглядно- слуховой метод; - метод сенсорного насыщения (движение рук по предмету для ознакомления с ним); - метод пробуждения ярких эстетических эмоций; - метод разнообразной художественной практики; - метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками). Методические приемы: - формообразующие движения рук в воздухе и на бумаге; - раскрепощение рисующей руки; - смешивание красок для получения новых цветов и оттенков; - дорисовка незавершенных образов и композиций; - украшение, декорирование предметной или геометрической основы; - беспредметные абстрактные композиции для развития воображения; - сочетание самостоятельных действий с выполнением творческих заданий. Выбор методов и приемов, используемых педагогом, определяется целями, задачами каждого конкретного занятия, и его содержанием. Для выполнения поставленных задач предусмотрены несколько видов занятий: рисование предметное (с натуры или по представлению), рисование на различные темы (сюжетное), декоративное рисование, творческие задания (рисование по замыслу), рисование беспредметное (отражение природных явлений, настроения), мастер - классы (рисование - экспериментирование). В учебный процесс по данному курсу включены разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования (рисование пальчиками, ладошками, кляксография, шаблонография, монотипия, тампонирование и т. п.). А также используются смешанные изобразительные техники с применением самых различных художественных материалов и инструментов творческой деятельности (ватных палочек и дисков, восковых мелков и масляной пастели, перламутровой гуаши, акварели и гелей с блестками, цветных 16 карандашей и фломастеров). Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, колорита и закономерностей композиции и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. При этом нетрадиционные техники рисования должны отвечать следующим критериям: - быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими; - содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного образа; - знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, губкой, пальчиками, ватными палочками и т. п.); - развивать ручную умелость; - соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. 17 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация образовательного процесса. Объем курса составляет 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, в соответствии с требованиями к каждой возрастной группе детей. Специального отбора детей на занятия не предусматривается. Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду. Поэтому занятия по нетрадиционному рисованию проводятся в отдельном помещении – в музыкальном зале. Оформление изостудии должно вызывать у детей радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки, наполненной картинами (и/или их иллюстрациями), предметами и игрушками, изготовленными народными мастерами и т. п. Обязательным компонентом предметно-развивающей среды в изостудии должны стать альбомы, фотографии, открытки, книги, знакомящие детей с искусством. А также необходимо использовать в оформлении помещения индивидуальные и коллективные работы, созданные детьми. Структура занятий по нетрадиционному рисованию общепринятая. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие представляет собой единое целое, где все элементы взаимосвязаны друг с другом. Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 10% общего времени и зависит от степени сложности основных задач занятия. В этой части происходит вовлечение детей в творческий процесс: приветствие, стимулирование интереса, создание психологического и эмоционального настроя, сосредоточение внимания, формулирование творческого задания, обсуждение возможных способов его решения. Основная часть занятия длится от 80 до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи занятия, происходит продуктивная изобразительная деятельность: воплощение замысла, поэтапное создание рисунка (картины), освоение технических приемов, работа с художественными материалами, проработка деталей. Заключительная часть занятия длится от 3 до 5% общего времени. В этой части появляется творческий результат изобразительной деятельности и происходит: рассматривание готовых работ, эмоциональное обсуждение рисунков, придумывание названий, высказывание мнений и оценок педагогом и детьми, игровая физкультминутка или свободное созерцание предметно-развивающей среды изостудии, прощание. 18 3.2. Основные формы представления результатов занятий Основной формой представления результатов занятий нетрадиционным рисованием являются творческие работы детей, которые постоянно в течение всего периода обучения демонстрируются на выставке в фойе детского сада, используются при оформлении музыкального (спортивного) зала к праздникам, а также принимают участие в различных общегородских конкурсах. При соответствующем индивидуальном (личностном) подходе в работе с детьми дошкольного возраста действительно достигаются интересные творческие результаты – рисунки, отражающие неповторимый и уникальный жизненный опыт, эмоции и впечатления каждого ребенка. Работы детей в этом случае приобретают самостоятельную и эстетическую ценность, служат украшением детского сада и дома, создавая позитивную энергетически емкую, насыщенную, живописно организованную цветовую среду. В начале и конце учебного года педагогом проводится мониторинг усвоения дошкольниками учебного материала. Соответствие результатов образования целям и задачам обучения оценивается по следующим специфическим показателям развития детского творчества в продуктивной деятельности: - новизна, оригинальность, вариативность решения творческой задачи и конечного результата детского творчества; - нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа; - склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами; - соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям и индивидуальный «почерк» детского рисунка; - общая ручная умелость. Наиболее эффективным путем развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста является интеграция различных средств и видов изобразительной деятельности. Их разумное сочетание и разнообразная тематика заданий, а также вариативность при выборе художественных материалов предоставят детям возможность пополнить свой багаж знаний и умений и ярче проявить себя в том или ином виде изобразительно – творческой деятельности. Кроме того, на занятиях изобразительной деятельностью создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и педагогом (индивидуальное творчество и сотворчество). отзывчивости, Дополнительные воспитанию занятия чувства способствуют развитию эмоциональной прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу 19 до конца; формированию умений и навыков в рисовании доступными и увлекательными способами. Дополнение типовой программы по ИЗО деятельности дошкольников разнообразными художественно – творческими занятиями, максимальное внимание и уважение к детским работам со стороны воспитателей и родителей, широкое их использование в оформлении помещений детского сада, наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, учит видеть прекрасное вокруг, придумывать новое и интересное, удивлять окружающих и жить по законам красоты. Освоение воспитанниками курса «Нетрадиционное рисование» ведется последовательно, но каждый год обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала. Системный подход в образовательном процессе позволяет развивать творческие способности детей и закреплять их умения и навыки на более высоком уровне. Программа имеет несколько разделов, которые связаны между собой и в то же время имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений и навыков. На занятиях по курсу «Нетрадиционное рисование» теоретическая часть неотделима от практической части. Поэтому на практических занятиях обязательно отводится 5 – 7 минут для теории. 20 Список используемой литературы литературы: 1.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М: Издательство Скрипторий, 2010; 2.«Изодеятельность и конструирование// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2010.- №5; .Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество». М: Карапуз-Дидактика, 2006; 7.Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования». М: Просвещение, 2005; 8.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М: Карапуз-Дидактика, 2009; 9.Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду – Занятия в изостудии». М: Карапуз-Дидактика, 2009; 10.«Народное искусство в детском саду» //Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2008.- №1; 11.Немешаева Е. А. «Ладошки». М: АЙРИС-пресс, 2011; Румянцева Е. А. «Необычное рисование». М: ДРОФА, 2006; 13.Фольклор и дети// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2011.- №1; 14.«Цветные пейзажи»// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2009.- №3. 21 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)