Инклюзивное образование одаренных детей

22.09.2022

Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж.Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане. Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди « дважды особенных детей» это:

дети - аутисты;

дети с симптомом Аспергера;

дети с признаками гипрелексии;

дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении;

дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;

дети неспособные к чтению;

дети с синдромом диспраксии.

Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. Дж.Витмор отмечает факторы, препятствующие определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении - низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой - отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а педагог считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера - неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться).

Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить педагогам раскрыть одаренность ребенка. Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С.Виллард-Холд:

·        развитие у них компенсаторных навыков;

·        творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач;

·        впечатляющий багаж знаний;

·        расширенные академические знания и навыки;

·        отличная память;

·        исключительные навыки в решении проблем;

·        быстрое понимание идеи;

·        стремление к долгосрочным целям;

·        большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников;

·        хорошее чувство юмора;

·        упорство, терпение;

·        мотивация в достижении цели;

·        любопытство, погруженность в себя;

·        самокритика и перфекционизм;

·        когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их   непосредственном опыте;

·        возможные трудности с абстрактным мышлением;

·        возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.

 

Дети – аутисты   

Дети, имеющие некоторые формы болезни аутизмом – нервным расстройством, приводящим к нарушению у ребенка в возрасте трех лет функций языка, коммуникации, социальных навыков, характеризуют как детей - аутистов:

·        ребенок может повторять одно и тоже движение снова и снова;

·        не смотрит на объект, на который ему указывают;

·        избегает контакта с глазами другого человека;

·        хочет быть один;

·        не любит, когда до него дотрагиваются или обнимают; может обниматься, когда ему этого самому захочется;

·        кажется, что ребенок не слушает, что ему говорят, но при этом он реагирует на другие звуки.

Дети с симптомами Аспергера

Дети с симптомами Аспергера, расстройством аутического спектра, часто обладают высоким интеллектом и достигают больших успехов в том, что им интересно, но имеют слаборазвитыми социальными способностями. Хотя эта форма аутизма была признана лишь несколько лет назад и не имеет длительных исследований, американский педагог С.Виннебренер, так описывает одаренных детей с симптомом Аспергера:

·        интенсивно сосредоточены на одном предмете;

·        имеют необычный взгляд, не любят «контакта глаз»;

·        могут иметь феноменальную память;

·        не способны к сопереживанию;

·        у них отсутствует воображение;

·        имеют проблемы со сверстниками в связи с отсутствием желания или способности с ними взаимодействовать.

Дети, обладающие признаками гиперлексии

Дети, обладающие признаками гиперлексии, выделяются преждевременным навыком чтения. Так в возрасте трех лет они умеют читать на уровне шестого класса. Исследователи подразделяют их на три группы:

1.       дети, обладающие данным признаком, но не имеющие проблем в поведении;

2.       дети рано начинающие читать, но имеющие некоторые симптомы аутизма;

3.       дети, обладающие прекрасной способностью к чтению, но не имеющие трудности в понимании разговорной речи; имеющие проблемы с абстрактным мышлением.

Дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении

Среди талантливых и одаренных детей часто встречаются дети с проблемами в поведении. Часто это действия детей, не соответствующие их возрасту, нарушающие ожидания семьи и общественные нормы. Причины такого поведения у детей широко варьируются – от простого неповиновения до драк. Большинство таких детей к двум годам начинают проявлять агрессию, не слушаются старших, лгут, портят вещи. Зачастую дети с проблемами в поведении растут в неблагополучных семьях. Проблемы в поведении чаще встречаются у мальчиков - дошкольников, чем у девочек. Лонгитюдные исследования показали, что агрессивное поведение у детей так же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Хотя антисоциальное поведение у большинства детей с возрастом идет на убыль, часто агрессивные дети остаются такими же на протяжении длительного времени. Долгосрочные исследования показали, что агрессивное поведение у детей столь же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Вот характеристика детей с проблемами в поведении:

·        ребенок часто выходит из себя;

·        постоянно ссорится с взрослыми;

·        отказывается уступать просьбам или правилам взрослых;

·        обвиняет других в своих ошибках или неправильном поведении;

·        становится раздражительным;

·        часто злится и негодует;

·        бывает злобным или мстительным.

Часто такие дети бывают агрессивными к людям и животным:

·        совершают хулиганские поступки, угрожает другим или устрашает их;

·        являются инициатором драк;

·        используют орудие, которое может причинить серьезный физический вред другим (например: кирпич, камень);

·        проявляют физическую жестокость к людям;

·        проявляет физическую жестокость к животным;

·        могут совершить кражу;Хочу такой сайт

·        может убежать из дома.

Следствием проблем в поведении детей и их жестокого обращения с окружающими часто становится обстановка в семье: антисоциальные семейные ценности, нехватка средств, жестокое обращение с ребенком, ошибки в семейной воспитательной практике, слишком суровое воспитание, отсутствие должного присмотра за ребенком, разногласия между родителями по вопросам воспитания, отсутствие эмоциональной поддержки ребенка в семье.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Термин дефицит внимания (AD/HD) описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Невнимательность ребенка имеет следующие характерные признаки:

·        не может сосредоточиться на деталях или совершает ошибки по невнимательности;

·        не может быть внимательным во время работы или в игре;

·        не слушает то, что ему говорят;

·        не следует данным ему инструкциям или не может закончить задание;

·        не может выполнить до конца повседневные домашние обязанности;

·        избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий;

·        часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты);

·        часто отвлекается на внешние раздражители;

·        забывчив в повседневной жизни.

Гиперактивность ребенка, в том числе и одаренного, проявляется в следующем:

·        часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит;

·        часто встает с места в других ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение;

·        часто бежит куда-то или залезает куда-нибудь;

·        не может играть с другими детьми или проводить в одиночестве;

·        совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»;

·        слишком много говорит.

Импульсивность ребенка может иметь следующие проявления:

·        ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса;

·        не может дождаться очереди;

·        часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры).

Многие гиперактивные дети имеют речевые расстройства: они говорливы, громко говорят, не умеют слушать, путано излагают свои мысли, перескакивают с одной мысли на другую, поэтому их трудно понять.

Дети неспособные к чтению

В принято считать, что дислексия (частичное специфическое нарушение процесса чтения) подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме (дисграфия - нарушения процесса письма). Дислексия и дисграфия не являются психическими заболеваниями, это нейробиологическая особенность ребенка: неспособность быстро и правильно распознавать слова и осваивать навыки правописания. Дислексией страдал Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и другие исторические личности.

Дети с синдромом диспраксии

Причиной возникновения у ребенка данного синдрома является минимальная мозговая дисфункция мозга вследствие тяжелого течения беременности и родов. Дети с таким синдромом имеют проблемы с координацией движения. Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и неразборчивым почерком. Дж.Витмор и С.Маркер указывают следующие особенности одаренных детей с нарушениями зрения:

·        мотивация в достижении цели;

·        большая настойчивость в достижении цели;

·        способность к концентрации;

·        быстрый темп обучения;

·        хорошая память;

·        общительность и большой словарный запас;

·        навыки в решении проблем;

·        творчество или мысли в некоторых академических областях у них могут прогрессировать медленнее, чем зрячих детей;

·        легкость в изучении Брайля;

·        иногда более медленное когнитивное развитие, чем у зрячих детей.

Одаренные дети, имеющие нарушения слуха

Исследователи С.Клин и Д.Швордц дают следующую характеристику одаренных детей с нарушениями слуха:

·        развитие речи, навыков чтения без инструкции со стороны взрослых;

·        способность чтения в раннем возрасте;

·        отличная память;

·        возможность работать в обычном школьном коллективе;

·        быстрое понимание идеи;

·        способность к рассуждениям;

·        превосходная успеваемость в школе;

·        широкий круг интересов;

·        нетрадиционные способы получения информации;

·        использование навыков решения проблем в повседневной жизни;

·        самостоятельность;

·        хорошее чувство юмора;

·        интуиция;

·        изобретательность в решении проблем;

·        символические языковые способности (различные системы символов).

Инклюзивный подход

- предполагает принятие  всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей: детей-инвалидов, детей из языковых, этнических и культурных меньшинств, одаренных детей с ограниченными возможностями. - предполагает при планировании своих образовательных программ ДОУ учитывать индивидуальные потребности ребенка его способностей.

- подразумевает, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых.

Принцип инклюзивного обучения, частично основан на теории Л.С.Выгодского о «зоне ближайшего развития», когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами образовательного процесса в ДОУ. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.08.2023

Дата обновления: 21.08.2023

Дата публикации: 22.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».