Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении

1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении
(далее Положение) разработано для Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №146) в соответствии с:
- Конституцией РФ, Законом РФ от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации",
- Законом РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями),
- Законом РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями),
- Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Кодексом
РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность Учреждения по раннему выявлению
семейного неблагополучия и организацию социального взаимодействия с семьями, находящихся
в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, защиты законных прав и
интересов несовершеннолетних.
1.3. Положение действует до принятия нового.
2.
Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия, организации
работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
2.1. Целью деятельности Учреждения, является выявление семей, находящихся в социальноопасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
2.2. Основными задачами деятельности Учреждения по выявлению и учету семейного
неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных
интересов несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных
действий несовершеннолетних;
- оказание
социально–психолого-педагогической
несовершеннолетним;

помощи

- проведение профилактической работы с семьями, находящихся в социально опасном
положении, трудной жизненной ситуации.
3. Порядок выявления факта семейного неблагополучия
3.1. Основаниями для постановки на учет семей являются:
3.1.1. Длительное отсутствие (пропуски) ребенка в детском саду без уважительной причины;

3.1.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями),
иными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей
по жизнеобеспечению детей (отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и
психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении и т.д.).
3.1.3. Злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками,
употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;

3.1.4. Вовлечение несовершеннолетних

в

противоправные

или

антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, и т.д.)
3.1.5. Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними (признаки
физического, психического и иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

3.1.6. Отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских показаний;
2

3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в Учреждении:
- особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и
поведение ребенка (утомленный, сонный вид, опухшие веки, санитарно-гигиеническая
запущенность, педикулез, низкая масса тела и т.д.)
- дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных
представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия);
- отсутствие связи с Учреждением, невнимание родителей к успехам ребенка;
- смерть одного из родителей (законных представителей);
- уход отца/ матери из семьи, развод родителей (законных представителей);
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями
(законными представителями);
- семьи, использующие неконструктивные методы воспитания;
- семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет;
- семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения
в развитии эмоционально-волевой сферы;
- семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы; возвращение родителей
(законных представителей) из мест лишения свободы.
3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о нарушениях прав
несовершеннолетнего являются:
- результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав;
- информация должностных лиц ГБДОУ;
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних (жалобы детей).
4.
Порядок организация работы с семьями, находящимися в социально
опасном положении
4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в
п. 3.3, о нарушениях прав несовершеннолетнего, в Учреждении проводятся следующие
мероприятия:

4.1.1. Создается Комиссия по работе с неблагополучными семьями;
4.1.2. Решение о постановке на внутренний учет семей принимает Комиссия на основании
письменного ходатайства воспитателя или общественного инспектора по охране прав детства о
рассмотрении вопроса постановки (снятия) на внутренний учет в Учреждении семьи
несовершеннолетнего с учетом всех собранных материалов (характеристики на семью и др.);

4.1.3. В случае поставки семьи на внутренний учет Учреждения, членами комиссии
осуществляется оформление документов в соответствии с п.5.1. настоящего Положения.
В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется передача сведений о
семье, несовершеннолетнем в комиссию по делам несовершеннолетних.

4.2.

Профилактическая работа Учреждения с неблагополучными семьями осуществляется по
определенному алгоритму действий:

4.3.

4.3.1. Профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семьях с
целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия;
3

4.3.2. Выработка плана по осуществлению индивидуальной профилактической работы (ИПР) с
неблагополучной семьей, состоящей на внутреннем учете;

4.3.3. Анализ работы семьей с целью прогнозирования ситуации, планирование деятельности
субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям (законным представителям), не
исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
4.4. Семья находится на внутреннем учете Учреждения то количество времени, которое
определяет Комиссия (до выравнивания ситуации и принятия решения по этому поводу).
Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного результата
проведенных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения
проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на основании письменного
представления председателя Комиссии.
4.6. С целью раннего выявления семей, находящимися в социально опасном положении вновь
пришедших воспитанников проводится опрос родителей в форме анкетирования.

4.5.

5.

Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении

Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении в
Учреждении предусматривает наличие обязательной документации:
5.1.1. Приказ о создании комиссии по работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении;
5.1.2. Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении;
5.1.3. Представление на постановку(снятии) на внутренний учет (Приложение №1);
5.1.4. Учетная карта воспитанника (семьи), находящаяся в социально опасном положении
(Приложение №2);
5.1.5. Протокол заседания Комиссии (Приложение №3);
5.1.6. План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей (Приложение №4).

5.1.

Приложение №1
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении

Заведующему МБДОУ детский сад № 146

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на постановку на внутренний учет в образовательном учреждении
семьи
______________________________________________________________________
За(основание)_____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
считаем необходимым поставить на внутренний учет в образовательном
учреждении «______»______________20_____ года
4

Представление рассмотрено на заседании Комиссии «___»_________20___г.
протокол №______,
решение_______________________________________________________________

С
решением
ознакомлены
(подпись
родителей
расшифровкой)____________________________________________________

Председатель Комиссии

______________________
Подпись

с

_____________
Расшифровка

Заведующему МБДОУ детский сад № 146
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на снятие с внутреннего учета в образовательном учреждении
семьи
______________________________________________________________________
Основания для снятия с учета:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Решение
_____________________________________________________________________
Представление рассмотрено на заседании Комиссии «___»_________201__г.
протокол №_______,
С решением ознакомлены (подпись родителей)_________________________

Председатель Комиссии

________________
Подпись

5

_______________
Расшифровка

Приложение №2
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении

Учетная карточка воспитанника (семьи)

Фамилия имя отчество воспитанника_______________________________________
Дата рождения _________________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________________
Род занятий
(какую
группу
посещает)
_______________________
______________________________________________________________________
Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)

Ф.И.О., год рождения

Проживает
Степень родства с
постоянно/временно/,
ребенком
не проживает

Участвует/не
участвует в
воспитании и
содержании
ребенка

Сведения
об
иных
родственниках
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)

ребенка

Социальный статус семьи (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,
опекунская,
один
(оба)
родитель
инвалид,
с
детьми
инвалидами
др.)
________________________________________________________
Стиль воспитания _________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (подчеркнуть):
атмосфера в семье дружелюбная, теплая;
отношения близкие, доверительные;
отношения отчужденные;
взаимопонимание ребенка с родителями;
6

отсутствие взаимопонимания;
иное
Характеристика
ЖБУ
______________________________________________________________________

-

Дата,
причины,
основание
постановки
на
учет
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

семьи

в

ДОУ

Основания
и
дата
снятия
с
учета
несовершеннолетнего
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата
заполнения
и
регистрационный
номер_________________________________________________________________
Председатель Комиссии Подпись Расшифровка
Приложение №3
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении

ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении
от «____»_______________20_____г.

№ ________

Всего членов Комиссии ___________
Присутствовали:
Председатель ___________________________________________
Секретарь ______________________________________________
Члены
Комиссии:__________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
7

Приглашены:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Повестка дня
1.
_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ Ход
заседания
По первому вопросу слушали:
______________________________________________________________________

1.

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ Решили:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
По второму вопросу слушали:
______________________________________________________________________

2.

Решили:
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Контроль
за
выполнением
решения
возложить
__________________________________________________________________
Председатель ____________ _____________________
подпись
расшифровка
Секретарь ____________ _____________________
подпись
расшифровка
С решением ознакомлены: ____________ _____________________
подпись
____________ _____________________

расшифровка

подпись

расшифровка

____________ _____________________
подпись

расшифровка
8

на

Приложение №4
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении
План
индивидуальной профилактической работы с семьей находящейся в социально опасном
положении
№
п/п

Сроки
исполнения

Направление работы

9

Ответственные за
выполнения

Приложение №5
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении
Алгоритм работы ДОУ по выявлению и учету воспитанников и семей, находящихся в
социально-опасном положении
1 этап. Ранее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и
формирование банка данных
С целью раннего выявления неблагополучных семей, в начале каждого учебного года
заведующий и заместитель заведующего на основе полученной информации от воспитателей о
социальном паспорте группы составляет социальный паспорт детского сада, в который вносятся все
семьи группы риска. Так же информацию о проблемных семьях можно получить у инспектора ПДН
(подразделение по делам несовершеннолетних), социальных работников , ответственного секретаря
ТКДН ( территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), КЦСОН
(комплексный центр социального обслуживания населения).
Составляется банк данных воспитанников и семей. Планируется дальнейшая работа с семьей.
2 этап. Совместная работа педагога-психолога, воспитателя с семьей
Наиболее эффективная форма работы с семьей – это индивидуализация. К индивидуальным
формам работы относятся: беседы с родителями ( законными представителями), рекомендации и
консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
На этом этапе работники ДОУ проводят следующую работу:
Наблюдение за воспитанниками в условиях детского сада:
- систематические опоздания в детский сад;
- частое беспричинное отсутствие в детском саду;
- неопрятный внешний вид ребенка;
- отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви;
- следы побоев у ребенка;
- родители приходят в ДОУ с сильным запахом алкоголя и табака, либо в нетрезвом состоянии;
- жалобы ребенка ( на голод, на недосыпание, на дискомфорт в семье, другое);
- частые длительные и хронические заболевания.
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи:
- запах в квартире (затхлый, сырости, алкоголя, сигаретного дыма и другое);
- общий хронический беспорядок, грязь (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи);
- плохое состояние квартиры (повреждения входной двери, оборванные обои, разбитые окна,
дряхлая мебель, люстры без плафонов и другое);
- антисанитарные условия на кухне (грязная посуда, битая посуда, пустые бутылки из-под
алкогольных напитков, пищевые отходы, отсутствие необходимых бытовых предметов:
холодильника, кранов, мебели, наличие тараканов);
- антисанитарное состояние спальных мест ( неубранные постели, грязное постельное белье,
отсутствие постельного белья, отсутствие отдельного спального места у ребенка).

10

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи:
- отсутствие игрушек, книг;
- отсутствие игрового пространства для ребенка;
- отсутствие необходимой мебели для хранения одежды ребенка, игрушек;
- нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии (родителей/родственников/посторонних;
- следы побоев у членов семьи ( у взрослых/ у детей);
- наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний;
- проживание нескольких семей в одной квартире;
- недоброжелательное отношение к посетителям;
- недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу.
Знакомство с членами семьи и ее окружением.
Изучение личностных особенностей членов семьи.
Изучение обращений и жалоб соседей и жителей микрорайона.
Получение информации от тех служб, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий,
выводов.
Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
(диагностика).
Показатели неблагополучия семьи
1. Социально-экономические:
- длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена
мест трудоустройства;
- длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
- расходование имущества, принадлежащего ребенку, денежных средств не по целевому
назначению;
- отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей;
- необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью;
- задолженность ( более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной
плате и коммунальным платежам;
- частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании
материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
- отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
- алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в
наркологический или психоневрологический диспансер;
- неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
- несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка,
отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей ( игнорирование
прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости
оказания детям медицинской помощи;
- противоречивые, путанные объяснения родителей относительно причин возникновения травм
и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
11

- родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
- устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери;
- выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
- родители или один из них посещает деструктивную секту;
- родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
- полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
-непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается ребенок,
несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
- систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
- насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и
нуждами;
- устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их
рекомендаций;
- повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между
членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
- постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
- нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ;
- аморальный и паразитический образ жизни родителей, вовлечение ребенка в преступную
деятельность;
- проявление жестокости в семье;
- наличие судимых членов семьи;
- попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
- оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
- вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски в учреждении
образования без уважительных причин.
3 этап. Заседание Совета профилактики правонарушений, преступлений, и безнадзорности
несовершеннолетних с целью постановки семьи и воспитанника на внутренний
профилактический учет.
Воспитатели предоставляют собранную документацию на семью: акт обследования
условий проживания, представление на семью, социально-педагогическую характеристику
несовершеннолетнего, табель посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с
положением «Совета».
4 этап. Уведомление различных служб города занимающихся профилактической работой
с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению
ситуации в семье.
По результатам диагностики определяется суть проблем или совокупность проблем, и для
их эффективного разрешения разрабатывается план совместной работы детского сада и
различных служб, занимающихся профилактической и коррекционно-реабилитационной
работой. Составляется ИПР (индивидуально-профилактическая работа) воспитанника,
состоявшего на внутреннем проф.учете.
Результаты выполнения ИПР заслушиваются на Совете профилактики правонарушений,
преступлений и безнадзорности несовершеннолетних один раз в полгода.
12

Взаимодействие социально-психологической службы с воспитателем осуществляется по
следующим направлениям:
1. Социальная диагностика
- Используется для выявления проблем воспитанников и субъективного потенциала их
разрешения. Результаты данного направления являются ключевыми при определении путей
профилактической, просветительской и особенно коррекционно-развивающей работы.
Составление социальных характеристик групп детского сада.
- Совместное выявление семейного неблагополучия воспитанников, требующих особого
внимания, воспитанников, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в
государственной защите.
- Индивидуальные беседы с педагогами.
- Совместное посещение семей.
- Анкетирование, социологические опросы.
2. Профилактическая работа
- Обмен информацией по вопросам учебы, поведения воспитанника, семейного воспитания.
- Вовлечение воспитанников,
- Организация контроля за посещением ДОУ «трудных» воспитанников.
- Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей,
находящихся в социально опасном положении.
- Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов воспитанников групп и
конфликтов в детском саду среди сверстников.
3. Просветительская работа
- Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.
- Совместное проведение мероприятий, родительских собраний.
- Участие в работе педсоветов ДОУ
-Выступления на психолого-педагогических семинарах,
семинарах воспитателей,
педагогических консилиумах.
4. Коррекционно-развивающая работа
- Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявления
неблагополучия в системе отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, корректировку
педагогических позиций воспитателей, родителей, которая должна способствовать разрешению
конфликтов.
- Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного
взаимодействия с воспитанниками и родителями.
- Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «воспитатель-ребенок»,
«ребенок-ребенок», «ребенок-родитель»; обучение приемам бесконфликтного взаимодействия
- Коррекция поведения воспитанников, состоящих на учете в Подразделении полиции по делам
несовершеннолетних, Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их
прав. (далее - ПДН, ТКДН и ЗП)
5. Консультативная работа
- Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе
психолого-педагогического сопровождения.
Консультирование по вопросам:
-заполнения социально-педагогической характеристикой группы;
-профессионального определения воспитанника группы;
- разрешение конфликтов;
- особенности межличностного взаимодействия воспитанника со сверстниками
13

Приложение №6
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении

ПАМЯТКА
Организация работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
(СОП)
СОП – социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в
социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:
1) медицинский – семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко
выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.
2) социально-административный – семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как
малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.
3) психолого-педагогический – семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные
связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
В каких случаях семья признается в социально опасном положении?

1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у
детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических
условий)

2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, отдельной комнаты, места
для отдыха и игр)

3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство,
употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)
5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического
и морального ущерба ребенку)

6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским

садом, со школой, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному
времяпрепровождению ребенка)

7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.
Правовым
основанием
для
организации учета
несовершеннолетних
и
их семей,
находящихся в социально
опасном
положении,
является
Федеральный
закон
от
24.06.1999 № 120-ФЗ «Об
основахсистемы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ-120).
В статье 1 ФЗ-120 определены понятия:
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до
восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям
к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение или антиобщественные действия.
В статье 5 ФЗ-120 перечислены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся
в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или)
14

содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в банке данных СОП
ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.
Параметрами
снятия с учета
банка данных СОП являются 5 показателей:

семей

и несовершеннолетних из

- защищенность права на жизнь, безопасность;
- защищенность права на образование;
- защищенность прав на медицинское обслуживание;
- защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;
- отсутствие рецидива неблагополучия.
Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени
неблагополучия: раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное
положение.
Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) – это ситуация,
которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является
объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно
кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но
из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует
комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.
Показатели неблагополучия семьи,
по которым семья признается СОП
1. Социально-экономические: длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание
работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи
и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и
денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому
назначению;
отсутствие
элементарных
продуктов
питания,
мебели,
постельных
принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными
принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно- коммунальными
службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные
службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные: антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарногигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная
или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологческий или
психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых
заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской
помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения
ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения
травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические: родители имеют статус лиц без определенного места
жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери
(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная
конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает
деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению
к старшим детям.
4. Психолого-педагогические: полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к
ребенку; устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их
рекомендаций; непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается
(обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; насилие и
15

жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между
членами семьи.
5. Криминально-аморальные: постановка родителей на учет в органах внутренних дел; нарушение
родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков,
токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в
преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам,
немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других
сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией,
попрошайничеством, азартными играми); проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям,
престарелым родителям) и вне семьи; наличие судимых членов семьи, приверженных к
субкультуре преступного мира; попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в
учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты,
криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости,
постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи,
попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение
ребенком суицидальных попыток.
Своевременное

выявление
несовершеннолетних,
находящихся
в социально опасном положении, должны осуществлять:
 комиссии по делам несовершеннолетних;
 органы государственного управления образованием;
 органы опеки и попечительства;
 органы по труду и социальной защите;
 органы государственного управления здравоохранением органы государственной службы
занятости;
 органы внутренних дел;
 иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся
несовершеннолетние, которые:
• воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не
исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию,
обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их
поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают
к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических,
психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к
занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
• вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей
опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или
содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
• являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
• пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий,
катастроф;
• оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях

16

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника
№
1.

2.

Этапы изучения
семьи
Первичное
наблюдение в
учреждениях
образования

Оценка санитарногигиенических
условий
воспитания
ребенка в семье

Симптомы
Систематические опоздания в детский сад или школу
Ребенка поздно забирают из детского сада
За ребенком приходят дальние родственники,
знакомые или соседи
Частое беспричинное отсутствие на занятиях
Неопрятный внешний вид ребенка Отсутствие у
ребенка необходимой сезонной одежды, обуви
Следы побоев у ребенка
Родители приходят в детский сад или в
школу
в
нетрезвом
состоянии
(эпизодически, систематически)
Жалобы ребенка на голод, недосыпание,
дискомфорт в семье

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости,
сигаретного дыма)
Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина,
разбросанные вещи)

Плохое состояние квартиры (повреждения входной двери,
оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры
без плафонов) Антисанитарные условия в кухне (грязная
посуда, битая посуда, пустые бутылки из-под
алкогольных напитков, пищевые отходы, отсутствие
необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов,
мебели), тараканы, неухоженные домашние животные
Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные
постели, грязное постельное белье,
отсутствие
постельного белья, отсутствие отдельного спального
места у ребенка)

17

Индекс

3.

Оценка условий
воспитания,
атмосферы семьи

Отсутствие игрушек, книг
Отсутствие места для игр ребенка (нет ковра, мебели
для хранения игрушек)
Нахождение в доме взрослых в нетрезвом
состоянии, посторонних
Следы побоев у членов семьи
Наличие в доме родственников с тяжелыми
формами физических и психических заболеваний
Проживание нескольких семей в одной
квартире
Недоброжелательное
отношение
к
посетителям
Недоброжелательные, конфликтные отношения членов
семьи друг к другу

Индекс «1» – необходимо выяснить причины данных симптомов
Индекс «2» – необходимо углубленное изучение ситуации в семье
Индекс «3» – необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по
профилактике и коррекции семейного неблагополучия

Формы и методы работы,
используемые специалистами в социально-педагогической работе
с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями
№
1.

Метод
Наблюдение

Определение метода
Метод познания и исследования, который используется при
изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика)
поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.

2.

Беседа

Метод получения и корректировки информации на основе
вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным
способом
проникновения
во внутренний
мир
личности и понимания ее затруднений.

3.

Анкетирование

4.

Интервью

Метод множественного сбора статистического материала путем
опроса испытуемых.
Получение информации с помощью устного опроса. По
сравнению с анкетированием, предполагает большую
свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую
развернутость ответов.
Виды интервью:
- свободное интервью (нерегламентированное темой и
формой беседы)
- стандартизированное интервью (по форме близкое к
анкете с закрытыми вопросами)

18

- фокусированное интервью (его целью является сбор
мнений, оценок по поводу конкретной ситуации;
участников интервью заранее знакомят с предметом
беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый
вопрос обязателен, хотя их последовательность может
меняться)
-формализированное интервью (строго регламентировано детально
разработанными вопросником и инструкцией)
- интервью с открытыми вопросами (по времени более
затратная форма исследования).
5.

Метод экспертной
оценки (МЭО)

6.

Метод
экспертного
прогноза
(вариант метода
экспертных
оценок)

7.

Параметрический
метод

Основан
на анкетировании
или
интервьюировании,
с
помощью которых выявляется информация, отражающая знания,
мнения,
ценностные ориентации
и
установки
испытуемых, их
отношение к событиям,
явлениям
действительности. На практике используется в ситуациях, когда
та
или иная проблема
нуждается в
оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие
знания о предмете или объекте исследования.
Суть этого метода заключается в выборке согласованных мнений
путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов.
Алгоритм использования данного метода:
- первый опрос экспертов;
- обобщение результатов;
- сообщение итогов;
- повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны
варианты: эксперты либо подтверждают свою точку зрения,
высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в
соответствии с мнением большинства.
Состоит
в сопоставлении
двух ключевых
параметров:
прежнего состояния социальной единицы ("на входе") и
нынешнего состояния социальной единицы ("на выходе").
Разница между этими двумя параметрами представляет собой
"социальный эффект" (реабилитационный, коррекционный и
т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности
использования средств, методик, уровня
квалификации персонала и т.п.

19













8.

Анализ
документов

Данный метод экономичен, позволяет оперативно оценивать
фактографические данные об объекте, которые в большинстве
случаев носят объективный характер.
Документы подразделяются:
- по степени персонификации – на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования
на официальные и неофициальные;
- по источнику информации – на первичные (включающие
данные, полученные на основе прямого наблюдения или
опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие
первичные данные).

9.

Тестирование

Исследовательский
метод,
в основе
которого лежат
определенные стандартизированные задания. Большинство тестов
включает
инструкцию для испытуемого
по
выполнению заданий, собственно само задание, ключ к
расшифровке полученных
результатов,
инструкцию
по
интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет
"читать" тест, инструкцию по
повторному заключению.

10

Биографический
метод

Это все источники, которые дают возможность с разной степенью
глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта
человека
в процессе совместной жизнедеятельности с
другими людьми, при включении его в какие-либо социальные
группы.

11

Семейная
биография
(вариант
биографического
метода)

Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить
внутренние факторы,
влияющие
на становление
и
социальное функционирование
человека, выделить механизмы
трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей
поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.п.)

А также используются такие методы, как:
Ситуационный анализ
Педагогический эксперимент
Естественный эксперимент
Мониторинг
Социологический опрос
Превентивный метод
Социальная терапия
Социодрама
Группа поддержки
Социальный надзор
Социальная опека











20

Социально-медицинский уход
Социальное обслуживание
Трудотерапия
Групповая терапия
Кризисная интервенция
Метод льгот и пособий
Метод компенсаций
Социальный патронаж
Медицинский патронаж
Социально-экономические санкции

Формы работы:
Беседа
Деловая игра
Круглый стол
Конференция
Консультирование

Семинар
Педагогический совет
Родительский Университет
Конкурс досуговых программ (для
несовершеннолетних и их семей)

Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

1.Принцип

индивидуального
подхода
– реализуется
путем
осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
2.Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и
Хабаровского края в работе с семьей.
3.Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с
семьей.
4.Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных
структур.
.Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».